Версия для печати
  11:15    12.7.2018

На администраторов полиция получила около 600 заявлений (дополнено)

На администраторов полиция получила около 600 заявлений (дополнено)
За последние 2,5 года госполиция получила около 600 заявлений на возможные махинации в процессе неплатежеспособности; для предъявления обвинений уже переданы дела 50 администраторов, сообщают правоохранители. Для иллюстрации ничем не прикрытого цинизма в этой сфере мы приведем два конкретных судебных примера.
Приоритетная тема

Долгое время у нас не хотели замечать проблемы в отрасли неплатежеспособности. Обратить внимание на них заставило убийство администратора Мартиньша Бункуса. Сейчас отрасль спешно реорганизуют. 

Как мы уже сообщали, принимаются поправки к законам, Администрация неплатежеспособности переименовалась в Службу контроля неплатежеспособности и получила больше полномочий.

Госполиция, в свою очередь, объявила, что борьба с преступлениями в сфере неплатежеспособности — это один из приоритетов на ближайшее время.

А теперь приведем конкретные примеры, которые хорошо иллюстрируют и нравы, и порядок сумм, с которыми происходят разные чудеса даже в рядовых делах.

Присвоение 3711 евро безнадежного должника

Судя по приговорам суда, миллионными делами администраторские процессы не ограничиваются. Руки многих так и тянутся присвоить чужие деньги и распоряжаться имуществом вверенного должника как своим. А как их за это наказывают?

Вот, например, приговор Пардаугавского суда от 29 марта 2017 года по поводу администратора личной неплатежеспособности некоего безнадежного должника.

Итак, 14 января 2013 года должник был объявлен неплатежеспособным и получил своего администратора. Тот отправил ему письмо, где указал, чтобы тот перевел на специальный счет оговоренный законом гонорар администратора — 400 латов (569,15 евро), а также треть своих доходов. И должник исправно отправлял каждый месяц, что требовалось.

Но он не знал, что администратор, нарушив закон о неплатежеспособности, те первые 400 латов перевел себе на счет и спокойно потратил (тогда как деньги должны были лежать на счету как депозит).

12 февраля 2015 года этот администратор был снят с процесса, и пришел новый администратор. Коллега недосчитался депозита, а также, как выяснилось, 3141,92 евро, которые перевел должник. Все они утекли на личный счет отстраненного. Общая сумма присвоенного — 3711,07 евро.

Но это еще не все. В другом процессе — также по личной неплатежеспособности должника — этот администратор присвоил 2587,28 евро.

В суде обвиняемый свою вину в данных преступлениях признал полностью, согласился компенсировать все пострадавшим и попросил рассматривать дело без проверки доказательств.

Что любопытно: при рассмотрении этого дела выяснилось, что в отношении этого же администратора есть еще множество уголовных процессов, часть которых завершилась (например, по договору с потерпевшим), часть — еще в процессе рассмотрения.

Что в итоге: обвиняемого приговорили к лишению свободы на 4 месяца без конфискации имущества. Весь ущерб пострадавшим администратор должен возместить.

Отметим от себя, уважаемые читатели: приговор суд вынес довольно мягкий.


Администратор: "У меня были денежные проблемы"

А вот еще одно дело 27 марта 2017 года, которое рассматривал суд Видземского предместья Риги.

Снова администратор личной неплатежеспособности, который в течение полутора лет собирал с должника деньги "на выплату кредиторам". Собрал 2765,30 евро, да только кредиторам отправить забыл, переведя на личный счет. 

Кроме того, администратору вменили еще и невыполнение решения суда. Дело в том, что, когда его все–таки сняли, новый администратор потребовал документы по процессу, но отстраненный их так и не отдал.

В суде обвиняемый исчезновение денег объяснил просто: сложные финансовые обстоятельства вынудили его воспользоваться чужими средствами. Что касается документов, то, по его словам, он их передал, просто новый администратор акт не подписала, так как у нее в тот момент был клиент. Документы же он просто оставил на столе. Деньги — нет, потому что их к тому времени не было.

Приговорили растратчика к 200 часам принудительных работ, исчезнувшие деньги велели взыскать в пользу пострадавшей.

...И тут, как видим, суд отнесся к администратору довольно мягко.

Вместо морали

В 2016 году для уголовного преследования в прокуратуру госполиция передала 16 дел с 34 эпизодами против 16 администраторов неплатежеспособности.

В прошлом году было передано также 16 уголовных процессов по 45 эпизодам против 27 администраторов. Дела велись о присвоении, о невыполнении судебных решений, о произволе, препятствовании процессу неплатежеспособности, подделке документов, вымогательстве в составе организованной группы, легализации преступно нажитых средств и злоупотреблении служебным положением.

В этом году в прокуратуру уже отправилось семь уголовных процессов по 13 эпизодам против семи администраторов неплатежеспособности. Кроме того, в этом году начато четыре новых процесса против администраторов неплатежеспособности.

В 2016 году госполиция получила 377 заявлений о возможных противозаконных действиях в процессе неплатежеспособности, в 2017 году — 100 таких заявлений, за пять месяцев 2018 года — около 100.

В этом году в производстве Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) находится один уголовный процесс о взяточничестве, в котором фигурирует администратор.


Версия: ликвидатор Trasta Komercbanka уже получил 2,9 млн.

Детали громкого процесса ликвидации Trasta Komercbanka - потрясают воображение. Армандс Раса, администратор неплатежеспособности Trasta Komercbanka, за полгода работы в банке получил 2,9 млн. евро. Такую сумму ему выплатили, поскольку кредиторы, фактически потерявшие возможность вернуть из банка свои деньги, согласились увеличить вознаграждение Расы до 30% возвращенных средств, сообщила весной программа De facto на LTV. 

"Кто–то меня попросил пояснить, как в такой короткий срок можно заработать такие деньги. Я понимаю, если бы это было частное предприятие с большим оборотом. Оно могло бы себе это позволить. Но это мой счет, это за счет тех вкладчиков, которые, возможно, больше ничего не получили", — выразил свое недоумение бизнесмен Александр Гуторев.

У него в закрытом Trasta Komercbanka остались несколько миллионов евро. Все заработанные от продажи бизнеса деньги Гуторев вложил в банк в качестве субординированного кредита. Это гарантировало более высокие проценты, однако когда лицензию у Trasta Komercbanka отняли, Гуторев в очереди кредиторов оказался одним из последних.

Предприниматель на данный момент не получил и гарантированные государством 100 000 евро, поскольку не считается простым вкладчиком.

Гутарев пытался вернуть свои деньги, обратившись к ликвидатору Trasta Komercbanka Илмару Крумсу, которого в июне прошлого года госполиция задержала по делу о вымогательстве, а также к нынешнему администратору Расе. Однако оба отказались Гутареву выплатить хотя бы часть.

В данный момент Trasta Komercbanka не хватает денег, чтобы расплатиться со всеми кредиторами. Единственные, кто еще что–то может от банка получить, — это обычные вкладчики. Однако трудно объяснить и решение, за которое кредиторы проголосовали на собрании в ноябре: вознаграждение Расы увеличили до 30%. Закон предусматривает: если кредиторы не решили иначе, ликвидатор получает 2–5%.

Повышение вознаграждения формально поддержал и сам Гуторев, однако он право голосовать передал уполномоченному представителю — адвокату Алексею Пономареву, который, как бывший банковский юрист, представляет и других крупных вкладчиков и акционеров. Гуторев утверждает теперь, что был против такого шага.

Администратор Раса же не знает, почему кредиторы решили его так щедро вознаградить. Он, однако, упомянул, что в начале любого процесса неплатежеспособности, когда денег много, хватает и небольшого процента, чтобы покрыть издержки, однако "в данный момент около 85% банка ликвидировано, поэтому вознаграждение, как небольшой процент, просто в денежном выражении и близко не является таким, чтобы можно было успешно покрывать ежедневные необходимые траты".

Через полгода работы, в декабре, Раса получил 2,9 млн. евро.

По отчетам о работе Trasta Komercbanka видно, что за время деятельности Расы вернули активы, ценность которых — менее 5 млн. евро. Однако вознаграждение администраторам выплачивают не от возвращенных средств, а от суммы, которую перечислили кредиторам. В декабре им выплатили хранившиеся на счетах деньги.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"