Версия для печати
  9:44    29.11.2019

"На стоп-кране Rail Baltica уже лежит рука!"

"На стоп-кране Rail Baltica уже лежит рука!"
С самого своего появления железнодорожный проект Rail Baltica находится в непрерывном кризисе, но на этот раз неприятности еще серьезнее, чем можно судить по очередному уходу правления и публичным сообщением коллектива сотрудников. Исполнительное агентство инноваций и сетей Еврокомиссии INEA, которое выплачивает или соответственно не выплачивает деньги, прислало исполнителям проекта ультиматум – если в ближайшие дни не будут подписаны поправки к первой выдаче денег, процесс поправок будет остановлен, и это означает, что проект будет отложен на неизвестное время, а то и навсегда, пишет Neatkarīgā Rīta Avīze (NRA).
Это будет худшим сценарием, поскольку проект стоимостью в 5,8 млрд евро обещает доходы не только устроителям проекта, архитекторам и строителям. Железная дорога даст новые рабочие места, грузопотоки, деньги и возможности всем жителям нашего региона. Даст новый толчок для развития странам Балтии. Если в ближайшие дни проект не будет отправлен в мусорный ящик. 

Конфликты заложены в самой структуре

NRA удалось поговорить с несколькими участниками проекта Rail Baltica, связанными как с совместным предприятий стран Балтии RB Rail, так и с национальным предприятием Eiropas Dzelzceļa līnijas. Общий вывод таков: плохое управление и постоянные конфликты изначально были заложены в административную структуру руководства проектом. Оба предприятия – материнское и дочернее – так и не смогли договориться, кто в этой семье главнее. Наше Министерство сообщения занимается спорным микро-менеджментом, а премьеры делают вид, что их этот проект вообще не касается. А именно вовлечения в проект премьеров стран Балтии просят в открытом письме сотрудники RB Rail.

Всего там перечислены три важные вещи: надзор за проектом должен осуществляться на уровне премьер-министров, необходимо ввести единое управление реализацией проекта и немедленно отправить в отставку председателя совета Каролиса Санковскиса. Он не соблюдает принципы хорошего управления, и у него, сидящего на трех стульях, идет явный конфликт интересов. Председатель совета RB Rail одновременно еще и исполнительный директор предприятия Rail Baltica Statyba, ведущего проект в Литве, и возглавляет дирекцию железнодорожной инфраструктуры государственной железнодорожной компании. С таким багажом обязанностей он никогда не сможет нейтрально защищать общие интересы проекта Rail Baltica, что особенно важно, потому что понимание Латвией и Литвой будущего управления грузоперевозками сильно отличается.

«Польша с этими идиотами работать не будет»

Латыши и литовцы, может, и братья в кабаке за столом. Но на государственном уровне договориться о чем-то практически неспособны. Будь то рыболовство, добыча нефти, военные закупки (сейчас продолжается попытка купить противогазы). И морскую границу за 30 лет после восстановления независимости так и не провели. И эта хроническая неспособность стран Балтии договориться хорошо известна и другим странам, которые могли бы стать участницами проекта Rail Baltica, своим присутствием значительно его укрепив - Финляндии и Польше.

Пикантный факт: в тот момент, когда и Еврокомиссия еще поддерживала этот расширенный вариант, на каком-то собрании всех смутила откровенность польского делегата. Он открытым текстом заявил: «Мы этих ребят знаем, мы с ними в одном предприятии ничего делать не будем. Сами модернизируем свою железную дорогу, повысим скорость, а с этими идиотами вместе работать не будем. Они только говорят и ничего не делают». Так и сказал: что латыши и литовцы – идиоты, и это цитата из первоисточника.

В более интеллигентной форме отказ от общего предприятия изложили финны: по их мнению, владельцы предприятия (правительства стран Балтии) не достаточно вовлечены в проект, принятие решений задерживается и управление слишком раздроблено. На эти недостатки в начале ноября указала ответственная еврокомиссар Виолета Булц. Сложная структура управления проектом лишает RB Rail возможности маневрировать: «Это приводит к неэффективности и задержкам». В начале ноября в коротком интервью эстонскому порталу Delfi комиссар сказала, что она не уверена в финансировании Rail Baltica. И через пару недель бюро RB Rail получило письменное подтверждение этих опасений.

Латышам сулят бутылочное горлышко

До этого с агентством Еврокомиссии INEA были заключены три договора о финансировании, в которых средства фонда – 683 миллиона евро, а софинансирование трех стран-участниц – 141 миллион. Так как проект значительно отстает от сроков, а полученные средства тратятся на разные этапы реализации проекта, а не напрямую на те цели, для которых изначально предназначены, договора необходимо перезаключить. Фактически, надо легализовать сделанное и сберечь деньги. Но переговоры о согласовании мнений идут уже год, и 15 ноября INEA прислало предупреждение: вам осталось две недели.

Латвийский Кабинет министров на последнем заседании спешно уполномочил министра сообщения Талиса Линкайтса подписать поправки к закону. В свою очередь, литовцы продолжают тянуть резину, поэтому никому не ясно, как ситуация развернется дальше.

Стоит напомнить, что Литва отчаянно пытается легализовать как часть проекта уже построенный отрезок железной дороги европейской колеи от Каунаса до польской границы. Проблема в том, что узкие рельсы тут положены с пересечениями и параллельно старой широкой колее. Максимальная скорость местами только 80км/ч, и это никак не соответствует обещанным 240 км/ч трассы Rail Baltica. Практически курьезное решение – километровый туннель, где из-за ограниченной ширины по одному пути пущены обе колеи. Это означает, что международным скоростным поездам придется ждать окна между местными грузовозами. Пассажирский поезд на скорости 250 км/ч прилетает до Каунаса и потом полчаса стоит, чтобы проехать через туннель. Возможно, это не случайность. Хотя проект общий, но страны Балтии и в дальнейшем будут конкурировать за грузы, и источники NRA высказывают подозрения, что литовцы специально делают у себя бутылочное горлышко, чтобы контейнеры не попадали в запланированный в Саласпилсе мультимодальный логистический центр. Какой смысл грузить контейнеры в Латвии, если быстрее отправить их напрямую через Литву?

Чиновники убивают проект

На нынешней стадии проекта лучше всего дело шло у эстонцев, и не они проиграют больше всего, если у проекта сорвут стоп-кран. Они точно так же будут обслуживать Финляндию, независимо от того, насколько широкими будут рельсы, и туннель или паромы будут их соединять. В проигрыше будут литовцы и латыши. Но нельзя сказать, что в том, что Rail Baltica сейчас под угрозой, виноваты только наши корыстные соседи. Не меньший вред проекту нанесло именно затрудненное управление в Латвии, конкретно мелочность Министерства сообщения, игнорирующего критическое состояние всего проекта. Оно беспокоится о телефонных счетах сотрудников совместного предприятия, а не о том, что все буксует.

Девять месяцев назад, когда на должность председателя правления совместного предприятия вступила замечательная компромиссная фигура – финн Тимо Риихимаки, первой и основной его задачей было не строительство железной дороги, а борьба с Министерством сообщения за то, должно совместное предприятие платить НДС или нет, и в конце концов уплата 15 000 евро Службе госдоходов. При таком сложном сплетении проблем, которое сейчас сложилось вокруг проекта, не удивительно, что финн «по личным причинам» ушел, а вскоре после него и член правления – эстонец Март Нилсен. На его место пришли Агнис Дриксна из Eiropas Dzelzceļa līnijas и Кайдо Зиммерман из департамента планирования и проектирования RB Rail. Но они назначены на должности временно.

Один из источников указал NRA – если проект Rail Baltica продолжат курировать та же команда чиновников Vинистерства сообщения – Джинета Иннуса, Лигита Ауструпе и Дин Мерирандс, в ближайшие шесть месяцев проект будет «убит». Завуалировано то же самое сказано и в открытом письме сотрудников. Это решающий момент, когда должны начать действовать лично главы государств. Встреча премьеров запланирована на 6 декабря.

Источник -- freecity.lv/  nra.lv