Версия для печати
  10:14    5.1.2017

"Мясной передел": начальник киллеров Мартиньш Путниньш снова под судом

"Мясной передел": начальник киллеров Мартиньш Путниньш снова под судом
kriminal.lv
Рижский окружной суд сегодя снова рассматривает уголовный процесс о попытке убийства бывшего начальника Криминального управления таможни Службы госдоходов Владимира Вашкевича, а также - об убийстве других латвийских предпринимателей, которые вменяются "группе Путниньша". Как отмечала защита, убийства происходили в ходе передела мясоперерабатывающих предприятий в Латвии во второй половине "нулевых".
В прошлом году трое обвиняемых - Мартиньш Путниньш и граждане Литвы Эдгарас Крогертас и Сергей Маркевичус - получили пожизненое. Осенью Верховный суд этот вердикт отменил. Стоит отметить, что отменил во второй раз. 

Это дело, на наш взгляд, интересно во многом из-за личности главного обвиняемого. Мартиньш Путниньш имеет высшее юридическое образование, выпускник высшей бизнес-школы Turība. Ранее судим не был. Есть семья, дети. Близкие оценивают его как человека сугубо положительного: не пьет, не курит, занимается йогой. 

Когда корреспондент kriminal.lv брал у него в тюрьме интервью, все это было очевидно: и хорошая спортивная подготовка, и высокий уровень образования. Путниньш нам тогда пояснил: за решеткой он продолжает тренировки и много читает.

Поэтому отмахнуться от довода защиты, что «эмоциональные» убийства с личностью Путниньша как-то не очень вяжутся — трудно.

«Нелогичные убийства»

Обвинение настаивает: при организации всех преступлений у обвиняемого мотив был очень простой — корыстный. Однако защита это категорически отрицает: Мартиньш Путниньш от убийств ничего не выиграл.

Как можно понять из материалов дела, обвинение выстраивает такую цепочку событий: нескольких «мясных бизнесменов» и их фирм, кроме законной деятельности, занимались также не особо законными махинациями. Были долги по налогам и различные схемы, в центре которых оказался Путниньш. Как следствие — трупы.

Однако защита с этим не согласна.

— Период в конце 2007 — начале 2008 года — действительно, был связан с очень интересными процессами в сфере переработки мяса, — пояснил адвокат Артур Звейсалниекс в разговоре с нами. — Так, в Интернете можно найти сведения о переходе прав собственности некоего крупного латгальского мясокомбината. В ночь на 20 октября 2007 года произошла резонансная драка в гостинице Latgale в Резекне.

Не хочу утверждать, что все эти события связаны — расследовать убийства должна полиция, а не адвокаты и суд. Однако хочу указать, что это был неспокойный период в латвийском мясном бизнесе. У многих в нем были свои интересы. Но как раз у Путниньша — их не было.

— Как мы понимаем, организация заказных убийств требует серьезных мотивов, — напоминает очевидное адвокат. — На это нужно потратить много денег, пойти на большой риск. Не вижу такой мотивации у своего клиента, — говорит г-н Звейсалниекс.

Если посмотреть на все эпизоды, вменяемые Путниньшу, мотив его действий — непонятен. — Ни в одном случае он не получил никакой прибыли. Создается впечатление, что Путниньш организовывал убийства из эмоциональных соображений — из мести, личной неприязни, злости и т. д. Но это уже граничит с маниакальными действиями.

Но и при таком допущении (произошел какой-то слом психики), нелогично получается. Как правило, маньяки убивают сами, а не нанимают киллеров.


Мывщик Янсонс вспоминает...

Взять для примера убийство бизнесмена Передельского. Как напоминает адвокат Звейсалниекс, почти вся база обвинения строится на показаниях некоего Эрнеста Янсонса. Сначала он проходил в статусе обвиняемого, однако позже по просьбе прокурора был переведен в статус охраняемого свидетеля.

Этот человек имел отношение к крупной фирме Grupa Media, будучи её соучредителем. Деятельность фирмы финансировал убитый Геннадий Передельский. Государственный обвинитель считает, что к этой же фирме имел отношение и Путниньш — он консультировал бизнесменов по юридическим вопросам.

По мнению прокурора, основных мотивов для убийства Передельского у Путниньша было три: во-первых, желание получить контроль внутри фирмы Grupa Media, во-вторых, уголовный процесс по поводу махинаций в этой же фирме (Передельский якобы мог уличить Путниньша в незаконных действиях, так что ему следовало «закрыть рот»), в-третьих, плохие отношения между Путниньшем и Передельским.

Однако защитник все эти причины считает несостоятельными. Судя по материалам дела, финансовые дела велись скорее между Передельским с Янсонсом, Путниньш к деньгами отношения практически не имел. Уже после смерти Передельского Путниньш так ничего и не предпринял, чтобы перенять контроль над фирмой. 

Боязнь показаний Передельского и Янсонса? Тоже не слишком правдоподобно. Если бы они захотели обличить Путниньша, значит им следовало бы признать собственную вину и усугубить свое положение, признав действия в группе. Разве это было в их интересах? В итоге за отмывы в деле Grupa media виновным был признан один только Янсонс. Что косвенно подтверждает правоту защиты, считает адвокат.

Что же касается плохих отношений, то свидетельств о серьезных конфликтах между Путниньшем и Передельским — нет.

Кстати: все уголовные дела, связанные с махинациями и схемами в фирмах, в которых фигурировал Путниньш, в итоге были закрыты — напоминает адвокат.

Так, Путниньш был оправдан в деле об уклонении от уплаты налогов. Вердикт вступил в силу. По этому же делу его попытались наказать административно, однако состава нарушений не нашли. Было ещё следстве по фирме Karsholma grupa, но в нем у Путниньша сейчас нет никакого статуса. В общем, где же те сложные «махинации Путниньша», из-за которых понадобились три трупа?

Зато любопытно, что важные детали по убийствам Эрнест Янсонс, молчавший в начале следствия, вдруг начал «вспоминать» в 2009-м году.

Выглядело это так. 19 февраля 2007 года Эдгар Янсонс дает показания об убийстве Передельского. Рассказывает о бизнесе, напоминает о его семейных проблемах. В целом — ничего конкретного. Ещё несколько допросов — ничего особого об убийстве он не добавляет. И вдруг 18 февраля 2008 он «хочет дополнить показания»...

Янсонс начинает рассказывать об отношении Путниньша к смерти Передельского, а потом вдруг переходит к подрыву Владимира Вашкевича, вкратце упоминает другие убийства. На следующий день он снова дает показания. Рассказывает, что после покушения на Вашкевича Путниньш ему звонил и спрашивал, слышал ли Янсонс про взрыв. Свидетель вдруг вспомнил, что Путниньш до этого рассказывал, мол, Вашкевича нужно «убрать», упоминал о заблокированных счетах фирм Virtuals и Komprekss, винил Вашкевича. По словам свидетеля, через неделю Путниньш уже рассказывал, что из полученной от него взрывчатки Маркевичус изготовил бомбу, которую можно запустить с помощью телефона, купленного на рынке «Латгалите». Что бомбу под машину положил Эдгар. Что Эдгар с Сергеем были в парке и с помощью телефона активировали бомбу. Кстати, она была на асфальте, а Вашкевич стоял у машины, когда случился взрыв.

Вот только все эти нюансы обсуждались комментаторами в Интернете. И не больше, — указывает адвокат. Официальному же следствию так и не удалось доказать две вещи: про телефон, и про то, что взрывчатка была на земле.

Кстати, в заключении эксперта указано, что мощность взрывного устройства составляла 70-100 гр тротила. Янсонс же упоминает килограмм. Но если бы это было так, то части машины Вашкевича и его самого пришлось бы собирать по весьма обширной территории.

Зачем было взрывать Вашкевича?

Тоже спорный вопрос — считает адвокат. Единственный мотив, который указывает прокуратура — что Вашкевич подписал распоряжение о блокировке счетов фирм, с которыми работал Путниньш. Но можно ли считать такой мотив достаточным?

Владимир Вашкевич и до этого, и после, подписывал сотни, а может даже и тысячи подобных распоряжений. Путниньш тоже не в первый раз сталкивался с СГД. Он прекрасно понимал, что не Вашкевич лично готовит такие распоряжения. Он знал, кто на самом деле расследует его дело, так как его несколько раз его вызывали в СГД. В конце концов, имя того, кто готовил решение, было указано в самом документе,так при чем тут вообще Вашкевич? (Кстати, счета блокировали в 2005 и 2006 годах, а взрыв произошел в 2007).

В целом, что Путниньш выигрывал от убийства чиновника? Ничего, уверяет защита. Ведь понятно, что и без начальника уголовный процесс продолжился бы, счета сами собой не разблокировались бы.

Кстати, частично цель была достигнута: после взрыва Вашкевич долго лечился и был не у дел. И что это дало Путниньшу? Ничего.


Озарения шофера

Пару лет спустя после событий «память вернулась» не только к Эрнесту Янсонсу, напоминает адвокат. Любопытны, например, показания шофера Вашкевича Ильи Баллодса-Наградова.

23 мая 2007 года он, например, в своих показаниях говорит: «В тот день, когда произошел взрыв, я ничего подозрительного не видел». Через сутки после ЧП свидетель не помнил никаких подозрительных людей на площади Вашингтона.

Однако 12 марта 2009 года свидетель внезапно опознает Путиньша по фотографии. Правда, указывает, что не помнит, где и когда видел этого человек. Кстати, Путниньш к тому времени уже был задержан. Адвокат считает, что опознание по фотографии при таких обстоятельствах — это ещё одно нарушение, допущенное в ходе следствия. 

Но потом память шофера показала настоящие чудеса. 12 марта 2010 года он заявляет: «Этого человека я видел перед покушением на Владимира Вашкевича, то есть, до 21 мая 2007 года. Но где и при каких обстоятельствах — не помню». В тот же день Баллодс-Наградов добавляет: он видел Путниньша в мае 2007 года перед попыткой взрыва Вашкевича на площади Вашингтона вместе с Маркевичусом, и в центре города у учреждений, которые посещал Вашкевич.

Кстати, помимо удивительной памяти, шофер продемонстрировал также и завидное зрение. Так, свидетель в суде не смог вспомнить, вот что опознанные им люди были одеты, хотя безошибочно узнал их по фотографиям. Однако заявил, что видел их обоих с расстояния 100 — 200 метров. В конце дачи показаний один из защитников ещё раз попросил уточнить про расстояние. И свидетель вновь заявил: «Не менее 100 метров». При этом, он не смог вспомнить, сколько времени сам провел у Криминального управления таможни, а также пояснить, что там делали упомянутые лица.

И об алиби

Защита настаивает: в день подрыва Вашкевича у Мартиньша Путниньша был в другом месте. О том, что он провел день вместе со свидетельницей Петерсоне, она рассказала в суде. Вспомнить точную дату и время ей помогла запись в ежедневнике.

Однако в суде первой инстанции её показания были признаны ложными, а против свидетельницы был начат уголовный процесс.

Для справки: кого и за что убили

Версия обвинения такова: Мартиньш Путниньш — юрисконсульт по административному и налоговому праву – контролировал работу ООО Grupa Media, которую подозревали в махинациях с налогами.

Первая жертва - бизнесмен Геннадий Передельский – по версии следствия, был готов рассказать Финансовой полиции о махинация Путниньша, кроме того, отношения между ними были, мягко говоря, сложные.

Далее была предпринята попытка взорвать Владимира Вашкевича — в рамках расследования он заморозил на счетах компании 0,5 млн латов.

Убитые бизнесмены Лусис и Айшпурс, в свою очередь, были должниками ООО Grupa Media.

Вот для решения всех этих проблем, как считает обвинение, и были привлечены литовские киллеры — Эдгар Крогерт и Сергей Маркевич.

Геннадия Передельского застрелили в феврале 2007 года на ул. Слокас. Гатиса Айшпурса убили в собственной машине Mercedes в его родном городе Екабпилсе в сентябре 2007 года. Айгар Лусис был убит позже своих предшественников — 10 января 2008 года.

За все это Верховный суд приговорил к пожизненному заключению трех человек: самого Мартиньша Путниньша, а также Эдгара Крогерта и Сергея Маркевича.