Версия для печати
  8:38    14.1.2020

"Дело Магониса": снова наказали судью; Осиновский рассказывает о вербовке

"Дело Магониса": снова наказали судью; Осиновский рассказывает о вербовке
pixabay.com
Громким процесс о полумиллионной взятке, в котором фигурируют экс-председатель правления ООО Latvijas dzelzceļš (LDz) Угис Магонис и эстонский миллионер Олег Осиновский, на финишной прямой - там должны начаться дебаты. Однако тем временем появился побочный результат: уже дважды наказали судью.
Правда, прежнее наказание считается погашенным, так что это как бы первый проступок судьи Карлиса Янсонса. На этот раз он получил выговор. 

Тем временем Олег Осиновский выступил с рассказом о том, как он встречался в лесу с сотрудниками Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (ББПК, KNAB). По версии предпринимателя, ему предлжили сотрудничество. И он согласился.

Но начнем все же с наказания судье.

Выговор за кулуарные переговоры

Отметим от себя: как судья по очень громкому делу, К. Янсонс все время находится в поле зрения. Потому неудивительно, что его действия и в связи с другими процессами внимательно изучаются.

На этот раз судья получил наказание за переговоры без присутствия одной из сторон. Как указано в решении дисциплинарной коллегии, 10 июня прошлого года, при рассмотрении административного дела, К. Янсонс дважды разговаривал о деле с защитником подсудимого. При этом представитель второй стороны - муниципальной полиции - при переговорах не участвовал. Защитник среди прочего получил от судьи указания, какие доказательства следует предоставить, чтобы дело могло решиться объективно.

Кроме того, судью уличили в том, что он в зале заседаний тихо беседовал с защитником так, что вторая сторона не могла слышать разговор и участвовать в нем. И еще: во время рассмотрения судья не спросил документы защитника и его клиента, не проверил доверенность, сам обратился к защитнику по имени. В общем, у второй стороны создалось впечатление, что между судьей и защитником есть какие-то взаимоотношения.

В пояснении дисциплинарной коллегии Янсонс допустил, что в перерыве мог защитнику высказать личное мнение о том, какие доказательства не помешали бы в деле, чтобы его объективно рассмотреть. Но он настаивает, что просто хотел во всем разобраться.

Принимая решение о наказании, коллегия отметила, что прежние наказания Янсонса погашены, а сам он выказывает желание совершенствоваться. Пока ему вынесли выговор.

Напомним, в 2018 году дисциплинарная коллегия уже наказала Янсонса замечанием. В том году судья вынес приговор, в рамках которого обвиняемый был признан виновным по четырем различным статьям Уголовного закона и приговорен к лишению свободы на 11 месяцев. В приговоре К. Янсонс указал также, что во время отбывания наказания засчитывается и то время, которое обвиняемый провел под стражей по просьбе Латвии в Британии.

Однако позже в минюст поступило заявление: в приговор судья Янсонс почему-то так и не включил время, проведенное осужденным под стражей в Латвии. Судья тогда оправдывался так: допустил ошибку по невнимательности. И в итоге за халатность ему был объявлен выговор.

И еще одно более раннее ЧП: в 2015 году дисциплинарная судейская коллегия объявила выговор судье Янсонсу за то, что тот оправдал сотрудницу Адажской муниципальной полиции Андру Вейпу, пойманную за рулем в состоянии алкогольного опьянения. В организме женщины-водителя было обнаружено 1,5 промилле алкоголя.

Осиновский: "Юрашс предлагал сотрудничество"

Тем временем Олег Осиновский, выступая на процессе по "делу Магониса", пояснил суду: он поначалу давал неправдивые показания, - цитирует бизнесмена LETA.

В начале следствия он (Осиновский) указывал, что часть из полученных денег Магонис, возможно, передаст Якунину - тогдашнему президенту Российской железной дороги.


Однако даже в то время Осиновский, по его словам, был уверен, что это неправда. Эти его показания были всего лишь тактикой защиты. Он их дал, так как его убедили сотрудничать со следствием. Он был уверен, что все происходило законно, а начатый уголовный процесс закроют.

По словам Осиновского, примерно через полтора месяца после задержания Магониса, с ним связался тогдашний сотрудник антикоррупционного бюро Юрис Юрашс (нынешний депутат - ред.), который пригласил его на встречу. Она состоялась в лесу, на территории Эстонии, в 20 км от границы. В этой встрече принял участие сотрудник KNAB Угис Упениекс. Осиновскому было предложено сотрудничать, чтобы "помочь KNAB раскрыть более существенные преступления". 

"Я понял, что дело против меня неперспективное, обвинения не будет, особенно, если я буду сотрудничать с KNAB. Договорились ещё раз встретиться в Риге, чтобы обсудить детали", - заявил бизнесмен в суде.

Они снова встречались 5 октября 2015 года в Риге, и тогда Юрашс снова обещал, что, в обмен на помощь в раскрытии более существенных преступлений, Осиновского освободят от уголовной ответственности. После этого были ещё встречи и ещё обещания.

Но потом, по словам Осиновского, Юрашс "сдал" информацию средствам массовой информации, которым также рассказал, что Осиновский ему предлагал взятку в размере 1 миллиона евро, чтобы переквалифицировать преступление.

Осиновский также напомнил, что в связи с этими действиями Юрашcа, в суде находится уголовный процесс о разглашении государственной тайны.

Промежуточный финиш

Дело уже дошло до дебатов, однако из-за болезни прокурора процесс 6 января был отложен. Следующее заседание назначено на 28 февраля.

Что вменяется Магонису и Осиновскому

Согласно обвинительному заключению, летом 2015 года бизнесмен Осиновский передал Магонису взятку в размере 500 000 евро за закупку LDz на многие миллионы подвижного состава- старых тепловозов у принадлежащей Осиновскому Skinest Rail. Но оба обвиняемых не признают себя виновными.

Магонис утверждает, что ему дали 500 000 долларов не в качестве взятки за победу Skinest в конкурсе LDz ritošā sastāva serviss, а за лоббирование интересов Даугавпилсского ремонтного завода, принадлежащего Осиновскому.

Это произошло в частном порядке, потому что Магонис был близким другом с Владимиром Морозовым, заместителем управляющего железной дорогой России. Кроме того, дружба сложилась еще до того, как Магонис стал президентом LDz, поэтому ее нельзя рассматривать как использование служебного положения, считает Магонис. Он признает, что встретился с Владимиром Якуниным, тогдашним президентом Российской железной дороги, через несколько дней после того, как он стал руководителем LDz. Но жена Магониса была знакома с Якуниным еще до его встречи с Магонисом, и теперь они дружат семьями.

Магонис подтвердил, что он действительно лоббировал интересы Даугавпилсского ремонтного завода в РЖД, и говорил об этом с Якуниным на встрече европейских железнодорожников в Лиссабоне 16 июля 2015 года. Но, поскольку встреча была безрезультатной, позже у него состоялась частная встреча с Морозовым в Москве.

Магонис также сообщил, что планировал задекларировать полученные деньги.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"