Версия для печати
  11:30    5.9.2019

Дело восточной границы: как мосты подорожали в 4 раза

Дело восточной границы: как мосты подорожали в 4 раза
Бюро внутренний безопасности (БВБ) в начале недели задержало бывшего начальника Погранохраны Нормунда Гарбарса, а также сотрудников строительной фирмы Igate. Вчера БВБ просило суд отправить под стражу председателя правления этой фирмы Мариса Пейланса, но тот все же остался на свободе. Не стал суд арестовывать и Гарбарса. Следствие между тем продолжается.

Компании Igate (полное название SIA "Ceļu būvniecības sabiedrība "Igate") было доверено за 3 года обустроить восточную границу - за 31 млн евро. Однако с недавних пор к ценам на некоторые объекты возникли серьезные вопросы. И в частности: почему мосты подорожали в 4 раза? 


"Система очищается"

Договор с компанией Igate о создании инфраструктуры вдоль границы с Россией и Беларусью Государственная погранохрана заключила в 2015 году. По плану, в течение трех лет, с 2017 по 2020 годы, МВД намеревалось вложить не более 20,5 млн евро в создание инфраструктуры вдоль границы с Россией, плюс 10,6 млн - для обустройства границы с Беларусью.

Следствие подозревает, что в ходе этих работ имели место нарушения технических требований, самовольная вырубке леса и отмывание денег.

Это расследование может стать основанием для МВД прекратить отношения со стройфирмой Igate, заявил в эфире Латвийского радио министр внутренних дел Сандрис Гиргенс (KPV LV).

Задержание экс-начальника погранохраны министр прокомментировал так: "система очищается, и это хорошо". По его словам, расследование связано "с укреплением восточной границы Латвии".

Гиргенс также заверил, что при нем "в службах не будет неприкасаемых лиц — неважно, рядовой это или генерал".

Как мосты подорожали в 4 раза

До 2014 года восточную границу Латвии особо не обустраивали. Пограничники сами пилили деревья, прокладывали тропки и строили мостики через ручьи, чтобы патруль мог сходить на поиски нарушителей. Однако в 2014 году случились украинско-крымские события, и был поднят вопрос укрепления восточной границы.

В 2015 году в конкурсе на обустройство латвийско-российской границы победила компания Igate. Фирма за 17 миллионов обязалась избавить от деревьев и кустов 12-лметровую полосу на протяжении 276 км, протянуть проволочный забор на протяжении 93 км, очистить канавы, продолжить тропинки для патрулей. Самым дорогим элементов были мосты.

Мост через Лудзу требовалось проложить только для нужд пограничников, но он должен был отвечать специальным требованиям: чтобы его можно было пройти пешком, проехать на снежном мотоцикле и квадроцикле. Таких мостов прошлым летом построили 4, каждый обошелся в 150 тысяч евро.

Затем осенью завершился конкурс на инфраструктуру белорусской границы. В нем также победила компания Igate, обещая обустроить пограничную полосу за 27,6 млн евро. За работу взялась ещё перед новым годом и первым делом - за мосты.

И вот что любопытно: мост через Росицу обошелся уже в 650 тысяч евро. Всего пограничникам необходимы 4 таких моста, что вместе составит 2,7 млн евро. И это более, чем в 4 раза дороже мостов на российской границе.

 

Как строители объясняют рост цен - см. на следующей странице. 



"Строили себе в убыток"

Объясняя этот нюанс, начальник погранохраны Гунтис Пуятс сообщил журналистам, что мосты, заказанные еще в 2014 году, обошлись по ценам того года. Как известно, позже расценки выросли. И Кроме того, в процессе строительства нарабатывался опыт.

- По нашей информации, эти мосты они построили без прибыли, возможно, даже с убытками для себя, - пояснил весной передаче Nekā personīga Пуятс. 

Что касается второго конкурса, то пограничники не считали, что переплатили. В закупку ведь входят и другие работы: установка забора, чистка канав, прокладка тропинок. В конкурсе все равно это было самое выгодное предложение, хотя мосты в итоге и подорожали. Пуятс также упомянул, что строить мосты будет субподрядчик. Igate отправило предложение 9 фирмам, откликнулись 4, из них выбрали ту, которая предложила самую низкую цену.

Этой же версии придерживается и в самом предприятии Igate: мосты на российской границе построили с убытками, которые потом пришлось покрывать за счет других договоров. При заявке на белорусский конкурс это было учтено, поэтому цена выросла.

И пограничники, и строители заявили, что цену, в основном, определяют требования субподрядчиков. Однако в распоряжении Nekā personīga была запись разговора строителей, которая это опровергает. Если верить тексту, что на записи, общие расходы на все 4 моста - около 700 000 евро. Так что генподрядчику остаются 2 миллиона.

Комиссия Сейма по внутренним делам, обороне и предотвращению коррупции обещала проверить эти мосты.

Что существенно: договор со строителями подписал ещё Гарбарс. Очень скоро после этого он неожиданно ушел со своего поста, за два с половиной года до истечения срока полномочий.

О фигурантах пограничного дела

50-летний Гарбарс возглавлял Погранохрану Латвии с 2009 года. В 2016 году правительство продлило срок его полномочий до 2021 года, однако, достигнув возраста пенсии по выслуге лет, в минувшем январе он решил подать в отставку.

Кроме того, бюро задержало заместителя начальника управления вооружения, снабжения и технических ресурсов главного управления ГПО, а также двоих представителей компании Igate, занимающейся строительством дорог.

Представитель Igate Янис Стундиньш подтвердил агентству LETA этот факт. Два задержанных работника были связаны с проектом инфраструктуры государственной границы, и БВБ некоторое время назад запросило у компании информацию об этом проекте.

Еще к одному работнику ГПО был применен статус лица, в отношении которого начат уголовный процесс.

Под следствием оказался и совладелец предприятия Марис Пейланс.

По данным Firmas.lv, компания "Ceļu būvniecības sabiedrība "Igate" принадлежит фирме "Igate-M", 50% которой принадлежит Мадарсу Раджелису, 40% - Марису Пейлансу, а 10% - Эве Пейлане. Оборот компании в 2018 году составил 43,047 млн евро, что на 74,6% больше, чем в 2017 году. Прибыль выросла в 4,9 раз и достигла 43,047 млн евро.

Igate: вопросы и к закупкам в Добеле

В июле борцы с коррупцией KNAB начали уголовное дело о возможном взяточничестве в краевой думе Добеле. Было проведено десять обысков, в том числе в кабинете начальника закупочной комиссии Лайлы Шерейко. KNAB признал Шерейко подозреваемой по делу и запретил ей продолжать работу в комиссии. Но она продолжает руководить отделом развития краевой думы.

Тогда же обыски прошли и в дорожной строительной компании Igate. с

По мнению борцов с коррупцией, Шерейко в качестве главы закупочной комиссии могла принять не менее 4,5 тыс. евро в виде взятки, часть которой она могла легализовать, сообщает Латвийское телевидение.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"