Версия для печати
  9:25    9.1.2018

Дело Свиридовой: долги - 40 млн евро, зарплата - 380 (документ)

Дело Свиридовой: долги - 40 млн евро, зарплата - 380 (документ)
Почти 10 лет государство, перенявшее банк Parex banka пыталось взыскать с известной бизнес-вумен Ларисы Свиридовой, точнее её фирмы Delfīns partner, долги на десятки миллионов латов (затем евро). Процесс шел бурно, с разоблачениями судей и администраторов, с привлечением Управления по борьбе с экономическими преступлениями Госполиции, с обвинениями в фиктивных сделках... И вот итог: Лариса Свиридова объявлена неплетежеспособной. Суд подтвердил, что она не может вернуть своим кредиторам более 40 млн евро.

Некогда крупнейший дебитор Латвии (по данным Лато Лапсы, в 2010 году долги фирм Свиридовой достигали 132 млн латов. Она обогнала даже легендарного Гатиса Сакнитиса), с осени прошлого года работает финансистом в фирме Dein Partner на ставке 3 евро в час. Что в месяц дает минималку – 380 евро. 


Фирмы Delfīns partner и BUSSOL, с которыми шли самые ожесточенные судебные бои, тоже давно разорились и ликвидированы.

"Взять нечего!"

Как сказано в решении суда, заявка была подана 22 декабря 2017 года.

Стандартная формулировка прошения гласит, что должница не в состоянии выплатить в срок требования, которые превышают 5000 евро. В решении также указано: у попавшей в трудное положение должницы нет достаточных доходов и накоплений, чтобы их покрыть.

Ну, а дальше, идет расшифровка требований, которые, мягко говор, сильно превышают 5000 евро: 39 446 962,60 евро в пользу компании Gelvora, 477 343,46 евро в пользу судебного исполнителя Айнара Шустса; 104 387,34 евро для банка Luminor bank; судебному исполнителю Айе Калнине – 137 614,80 евро, судебному исполнителю СГД Элине Баласанайне - 5 343,11 евро; ещё 3 448,64 евро по сообщению Айнара Шустса; 160 315 евро – Регине Иванюк, 135 395 евро – Екатерине Газаровой и 97 365 Инге Кокае.

Итого - 40 568 174,95 евро.

Одно радует: самый большой долг под писание - 39 446 962,60 евро, это больше не госудрственная головная боль. Напомним, шведская фирма Gelvora в 2016 году приобрела кредитный портфель бывшего Parex banka у компании Reverta.

В решении суда говорится, что Лариса Свиридова с 27 ноября 2017 года работает финансистом в фирме Dein Partner и получает зарплату в размере 380 евро в месяц. Ей не принадлежит недвижимость или транспортные средства, но она владеет долями капитала многих неплатежеспособных предприятий. У Свиридовой нет активных банковских счетов и отсутствуют денежные накопления.

Что существенно: у должницы имеется брачный договор, заключённый 13 апреля 2010 года (c бизнесменом Александром Рассохой – прим. ред.). Как пишет суд, согласно этому договору, все имущество, находившееся в собственности должницы до 11 июня 2012 года - это отдельное имущество супруга. У должницы осталась только недвижимость на ул. Кр. Валдемара, 9b, в Юрмале. Зато мебель, предметы быта, техника, предметы интерьера – перешли супругу. У самой должницы не осталось ценного движимого имущества.

Суд не забыл указать, что должнице удалось найти и уплатить 760 евро в качестве депозита для процесса неплатежеспособности.

В общем, никаких препятствий для объявления Свиридовой неплатежеспсобной суд не нашел. Администратор Андрис Нуренбергс может начинать работу.

Отметим также: Свиридова в 2009 уже подавала заявку на неплатежеспособность, но в 2010 году суд ее отклонил.

 

Документ: решение о неплатежеспособности. Источник: https://manas.tiesas.lv/eTiesasMvc/nolemumi/pdf/340078.pdf



"И тут появились фиктивные кредиторы!"

Откуда же взялся этот огромный по латвийским меркам долг? Банки у нас ведь просто так деньги не раздают.

В 2005 году банк Parex (ныне — компания Reverta, тоже находящася в процессе ликвидации ) и фирма Delfīns partneri договорились, что банк выдаст предприятию кредит в размере 26,1 миллиона латов на строительство здания на Рембатес, 4 в Юрмале. Но это уже юыло в канун кризиса "пузыря" недвижки, из-за которого дом так и не был достроен.

В итоге Delfīns Partneri остался должен банку более 31 млн латов, а также ещё миллионы по процентам, штрафным санкциям и пр.

«В нормальной ситуации Parex banka продал бы с аукциона недвижимость, заявленную как обеспечение, и государство вернуло бы вложенные средства. При этом долги Свиридовой и её предприятия погасились бы», — прояснял нам ранее глава Reverta Кристофер Гвильямс.

Однако, по его словам, в Delfīns Partneri нашли способ уклониться от выплаты кредиты и компании Reverta пришлось возиться с фиктивными кредиторами и противоборством администратора.

Например, внезапно появилась компания Bussol, предъявила своё необеспеченное кредиторское требование, и суд Земгалського предместья Риги принял решение о взыскании в пользу Bussol 39 999 937 евро ( 28 112 116 латов). Позже Reverta несколько раз пыталась это решение обжаловать.

Про судей, которые отправились в Стамбул

Как поясняла представитель Reverta Марита Озолиня, по мнению истца, в Delfīns partneri через процесс правовой защиты добились назначения желаемого для себя администратора. Дальше начался процесс неплатежеспособности, полностью контролируемый руководством фирмы. Ещё в плане правой защиты появились требования кредитора Real Alliance, которые составляли 9,379% от общего числа трабований кредиторов, а также требования Bussol (45,51% от общей суммы требований).

По мнению истца, договор о строительных работах был фиктивным. Этот кредитор фактически работал на благо должника. Кстати, членом правления Bussol являлся сотрудник Delfīns partneri Сергей Мураль. Что касается Real Alliance, то единственным участником фирмы является офшорка Solflex LLP, истинным бенефициаром которой является Лариса Свиридова — единственная владелица Delfīns partneri.

По решению администратора Ивиты Баумане в мае 2011 года Bussol было выплачено 628 934 лата из возвращенных во время процесса неплатежеспособности средств. В то же время, Reverta — необеспеченный кредитор — из возвращенных средств не получила ничего.

В какой-то момент баталий Reverta даже обратилась к правоохранительным структурам с просьбой проверить, нет ли коррупции в действиях трех судей, а также отстраненного администратора неплатежеспособной Delfīns partneri. Дело в том, что все четверо служителей Фемиды — вместе — съездили в Стамбул. За чей счет – непонятно, но подозрительно.

Промежуточный финиш

К наступившему 2018-му году надежды на возврат каких-либо долгов растаяли окончательно. Лариса Свиридова банкрот, Reverta – ликвидируется, фирмы-ответчицы – уже давно почили. В общем, Новый год, время для всех начинать новую жизнь.


Долги Плауде-Релингере тоже "растворились"

Как известно, 21 декабря 2016 года завершился другой громкий процесс личной неплатежеспособности: создательницы латвийской компании Kolonna Иевы Плауде-Релингере.

История получилась поучительная: известная бизнесвумен сумела избавиться от кредиторов. В разгар кризиса долги Плауде-Релингере достигали 7 млн латов, а вместе со всеми поручительствами за предприятия группы Kolonna – 25 млн латов.

Сейчас это уже все в прошлом, Плауде-Релингере занимает должности в нескольких фирмах.

В один момент Иева Плауде-Релингере из миллионерши превратилась в неплатежеспособную должницу, а ее империя красоты Kolonna, построенная "по кирпичику" за 20 лет, стала клубком малодоходных фирм. Со стороны казалось, что миллионы безвозвратно утеряны и для бизнесвумен, и для кредиторов. Но так ли это?

Журнал Ir в 2012 году провел небольшое расследование и открывал некие «совпадения», которые наводят на мысли о схемах. По версии издания, хозяева Kolonna с помощью офшоров скрылись от кредиторов, а вовсе не потеряли контроль над бизнесом.

Всего в качестве кредиторов DK Holding заявку подали 11 предприятий и частных лиц. Среди них 4 требования на миллионные суммы были получены от Douglas Investment B.V. (3,5 млн латов), Kirk Investments Limited (3,08 млн латов), Domo Invest (2,08 млн латов), Parex banka — затем Reverta (1,8 млн латов).

Бизнесвумен Плауде-Релингере в телефонном разговоре с журналом Ir сначала признала, что кредитор Kirk Investment Limited и владелец должника (DK Holding) предприятие Kolonna Limited действительно принадлежат одним и тем же людям: группе частных инвесторов, в которой есть американские, немецкие и российские бизнесмены.

Однако в письменном ответе появилась другая версия, согласно которой самой Плауде-Релингере до 2010 года принадлежала Kolonna Limited (фирма-владелец DK Holding). С сентября 2010 года у бизнесвумен не было влияния на Kolonna Limited, так как, по иску Parex banka, суд острова Мэн назначил на предприятие управляющего капитала – Эндрю Паула Шимина.

Владельцем Kirk Investments Limited в письменном ответе был назван некий Иохим Баусс.

— Мне не принадлежат доли Kirk Investments, — подчеркнула Плауде-Релингере. Однако при этом признала, что дает консультации адвокату, нанятому владельцем компании, по процессам неплатежеспособности в Латвии.

Но, по данным Ir, Плауде-Релингере и Kirk Investments Limited связывало нечто большее, чем просто консультации. Так, в Регистре предприятий острова Мэн имеются копии документов о том, что должностными лицами в компании были и сама Плауде-Релингере (под девичьей фамилией Гайле), и ее экс-супруг Ласманис, и некая жительница Латвии Валентина Смирнова. Адрес последней — Рига, ул. Калькю – это бывшая собственность Иевы Плауде-Релингере, о продаже которой сообщалось в рамках процесса неплатежеспособности.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"

Галерея изображений