Версия для печати
  9:15    9.5.2019

Госконтроль: до компенсации за халтурное лечение не дожить

Госконтроль: до компенсации за халтурное лечение не дожить
pixabay.com
Госконтроль после проверки Фонда врачебного риска сделал достаточно жесткий вывод: там предпочитают экономить деньги, а не тратить их на пострадавших от некачественного лечения пациентов.

Как установили ревизоры, Фонд, который был создан, чтобы пациенты могли получить возмещение за ущерб, причиненный в процессе лечения, не действует в интересах пациентов. 


Теоретически, средства из Фонда должны облегчить последствия причиненного пациенту ущерба. Но это только в теории. Проверка же показала: в реальности деньги выбивать так трудно и долго, что возмещение в лучшем случае получат наследники пострадавших.

Далее мы расскажем чуть подробнее об этой ревизии Госконтроля.

Там неимоверно тянут с заключением!

Как известно, чтобы пациент мог претендовать на возмещение ущерба, он сначала должен обратиться в Фонд с описанием произошедшего. Далее Фонд должен убедиться, что представлены необходимые документы и соблюдены сроки подачи заявления, затем Инспекция здравоохранения проводит экспертизу и в случае констатации ущерба определяет сумму возмещения. Затем Фонд принимает окончательное решение о выплате возмещения или отказе в выплате.

Официально максимальное время, отведенное для этого процесса - шесть месяцев. Но на практике сроки соблюдаются редко - в менее, чем четверти случаев (24%), констатировал Госконтроль. Если же для оценки обстоятельств требуется дополнительное время, срок растягивается до одного года (на это приходится 33% случаев). Однако, как показала ревизия, 33% решений принимаются ещё дольше - более года.

На 31 декабря 2018 года еще не было принято решение по 230 обращениям. Среди них - случаи 54 пациентов, разбирательство в которых длится более года и 84 пациентов, которые ждали уже более 6 месяцев.

Дольше всего в процессе принятия решения (90% времени) занимает экспертиза Инспекции здравоохранения и подготовка заключения. И эти сроки с каждым годом увеличиваются, а не сокращаются.

Если в 2014 году в среднем процесс занимал восемь месяцев, то в 2017 году – уже больше года. Почему? Тут виноваты внутренние неурядицы и проблемы Инспекции здравоохранения, считают проверяющие.

В частности, не хватает врачей-экспертов: из 26 штатных единиц занято только 18. В целях решения данной проблемы, в конце 2018 года Инспекция здравоохранения начала заключать соглашения с профессиональными ассоциациями и приглашенными экспертами для предоставления заключений в ходе экспертиз.

Почему дают так мало?

Когда же пациент все же получает возмещение, скорее всего, он останется недвольным. Дело в том, что законодательная база для расчета возмещения слишком сложна и непонятна. В итоге даже хорошо осведомленный пациент не может понять, каким образом считалась выплаченная ему сумма.

Вполне логично, что после непонятной подачки, пациент идет обжаловать решение. По данным проверяющих, 18% решений Фонда обжалуются в Министерстве здравоохранения, и по меньшей мере 48% из них впоследствии направляются в Административный суд в апелляционном порядке.

 

О причинах этого читайте на следующей странице. 



И никто не виноват!

Согласно правилам Кабинета министров, ежегодная сумма взносов лечебно-профилактических учреждений в Фонд должна определяться с учетом прогнозируемого числа обоснованных требований о возмещении ущерба, количества лиц, работающих в лечебно-профилактическом учреждении, и их специальностей. Тем не менее, в действительности, Нацслужба здравоохранения не делает прогнозов, а каждый год опирается на одни и те же допущения, которые были сделаны в 2013 году. 

В настоящее время с финансами Фонда все в порядке, дефицита нет. Однако ревизоры считают: причина этой относительной стабильности - затягивание принятия решений. Тем более, что Фонд не несет ответственности за нарушение сроков требований пациентов.

Что в итоге: выплачиваемая пострадавшим компенсация не превышает сумму финансирования, заложенную в ежегодный бюджет, наоборот, даже создается профицит средств. Вот только если процесс возмещений ущерба вдруг оптимизируется, денег в какой-то момент может и не хватить.

Госконтроль делает вывод, что в Фонде о сохранности госбюджета заботятся больше, чем об интересах пациентов.

Пациентов не знакомят с их правами

Еще одна причина, по которой деньги остаются в Фонде, заключается в том, что общественность не получает достаточно информации о существовании и задачах Фонда, а пациенты о своих правах не информируются.

Данные опроса, проведенного в ходе ревизии, показывают, что только 14% респондентов слышали, что такой Фонд действует в Латвии, и только 9% респондентов знают, какова основная задача Фонда.

Минздрав все устраивало

Что Госконтроль отметил отдельно: вышестоящая инстанция - минздрав - по поводу всех этих проблем пациентов отнюдь не переживал.

Министерство здравоохранения вообще не оценивало соответствие деятельности Фонда интересам пациентов с момента его создания, хотя министерство располагает достаточной информацией о слишком длинных сроках рассмотрения в Инспекции здравоохранения, неопределенности механизма определения тяжести нанесенного ущерба и значительном количестве апелляций.


Жалобы на врачей: куда обращаться за компенсаций

Напомним, с 1 сентября 2018 года фонд сменил "хозяина". Ранее им руководила Национальная служба здравоохранения, теперь им занимается Инспекция здравоохранения. Соответственно, и обращаться теперь нужно на ул. Клияну, 7, LV-1012. Информационный телефон - 67081600 (по рабочим дням с 8.30 до 17.00). 

По закону, у пациента есть право на возмещение, если его жизни или здоровью причинили ущерб (в том числе и моральный) действия или бездействие медицинского персонала. Кроме того, ему должны возместить расходы на лечение, которое понадобилось для того, чтобы исправить медицинскую ошибку (но не расходы на лечение самой болезни!).

Стоит отметить, что у заявлений есть "срок годности": подавать нужно в течение двух лет со дня обнаружения последствий врачебного действий или бездействия, но не позднее, чем в течение трех лет со дня, когда вред был нанесен. Не примут заявление также в случаях, если у составителя нет всех необходимых документов. Например, если родственники хотят подать заявление на компенсацию за умершего близкого человека, то им понадобится документ, подтверждающий их право наследования.

Пострадавшему при обращении в фонд потребуется вся медицинская документация: выписки из истории болезни, результаты обследований и анализов, заключения специалистов. Если вы просите Фонд врачебного риска возместить медицинские расходы, то к заявлению на компенсацию ущерба нужно приложить декларацию медицинских расходов (из правил Кабинета министров № 1268) и платежные документы – чеки или квитанции с указанием личных данных пациента, которые подтверждают расходы на консультации врачей-специалистов, медицинские манипуляции, диагностические и лабораторные исследования, приобретение лекарств и медицинских приспособлений, медицинскую реабилитацию.

Нужно представить также медицинские документы, которые обосновывают, почему вам понадобились эти услуги или лекарства (выписка из лечебного учреждения, заключение врача-специалиста, рецепты).

Потолки выплат: 142 290 евро за ущерб жизни и здоровью (в том числе и моральный), 28 460 - на покрытие медицинских расходов.

Обращаться могут как сами пациенты, так и их представители (например, в случае совершеннолетних) или наследники. Наследники получают не всю сумму выплаты, а пропорционально наследству.

Что важно: у пациента есть право на возмещение ущерба, причиненного его жизни или здоровью, независимо от того, получал ли он услуги, оплаченные государством или лечился за собственные средства. Также не имеет значения, где был причинен вред – в государственном или частном медучреждении.

"Обращение в Фонд - трата времени"

В прошлом году в публичном пространстве уже обсуждалось, что меньше 0,5% пациентов или их родственников, кто жалуется на медиков в Инспекцию здравоохранения, добиваются затем компенсации из Фонда врачебных рисков.

«Надо создать отдельную службу, которая не подчиняется Минздраву, потому что Минздраву подчиняются и Инспекция здравоохранения, и больницы, и судмедэкспертиза. И, конечно, отдельные филиалы одного и того же учреждения не будут идти против своих коллег», — так в эфире программы «Жизнь сегодня» микрохирург Олаф Либерманис прокомментировал ситуацию в сфере работы с врачебными ошибками.

Солвита Олсена, эксперт по медицинскому праву, также говорит:

«Я бы не советовала идти в Инспекцию здравоохранения. Потому что, если человек просто идет, подает заявление — в этом вообще нет смысла, это потерянное время, деньги — все. Это все кончается в суде, когда суд решает — ответили на заявление или нет. Это совсем не работает. Человек должен сначала получить все свои медицинские документы, полную копию документов. С этим бывают сложности. Я консультирую ежедневно. Пациент, когда уже понимает, что что-то происходит, просит: «Я хотел бы посмотреть свои документы».

В больнице говорят: «Нет-нет, вы должны заявления, в течение какого-то времени можем дать». Но нам важно получить все документы как можно скорее».

Если люди понимают, что что-то идет не так, нужно срочно консультироваться с другим врачом, а не надеяться на выплату из Фонда, считает юрист.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"