Версия для печати
  9:09    18.9.2019

Закулисье бизнеса: кому принадлежат частные вузы Латвии

Закулисье бизнеса: кому принадлежат частные вузы Латвии
Пока государственные вузы жалуются на недостаточное финансирование высшего образования, в Латвии продолжают работать 13 частных вузов и 8 колледжей, значит, хотя бы у части из них есть прибыль. Насколько велика эта прибыль и кто их владельцы, исследовала Latvijas Avīze.
Сами ректоры, сами и владельцы

Как рассказал газете председатель Латвийской ассоциации частных вузов и ректор бизнес-школы Turība Алдис Бауманис, часть частных вузов принадлежит тем же лицам, что их возглавляют - как ректоры или работая в правлении вуза. Например, у Латвийской Христианской академии только одна владелица – Скайдрите Алма Гутмане, она же многолетний ректор вуза. 

Есть случаи, когда одним и тем же владельцам принадлежат несколько вузов. Так, семье Салтыковых – Анне и Денису – принадлежит и колледж Альберта, и Высшая школа экономики и культуры. Сначала семье принадлежал Колледж Альберта, потом была приобретена и высшая школа. Анна Салтыкова рассказала, что объединять эти учебные заведения они не планируют: у каждого из них своя миссия. Колледж быстро готовит учащихся к рынку труда, а у высшей школы академическое направление, в ней создается мультикультурная среда.

Алдис Бауманис упомянул еще одну причину, по которой предприниматели из сферы высшего образования могут стараться приобрести разные учебные заведения. Колледжам запрещено создавать бакалаврские программы. Поэтому если вы хотите реализовать учебные программы уровнем выше колледжа, не остается ничего другого, как купить какой-то уже действующий вуз, потому что основать новый вуз слишком сложно.

Валерий Никифоров и Станислав Бука тоже истинные выгодополучатели как в Колледже бухгалтерии и финансов, так и в Балтийской международной академии (БМА). Но у БМА список владельцев шире: ее акции принадлежат также Никите Никифорову и Инте Буке.

Latvijas Avīze отмечает, что те, кто начали бизнес в сфере частного образования, легко оттуда не уходят. Два года назад за разные нарушения у Латвийского бизнес-колледжа отняли аккредитацию. Теперь Нормунду Гутманису, который был директором Латвийского бизнес-колледжа, принадлежат 39% в другом частном вузе – Колледже управления. 51% в нем принадлежит Роланду Вейнбергсу, еще по 5% – Ивару Бурчиксу и Майе Тимановске. Крупнейшего владельца в правлении нет, но в нем есть Гутманис и Бурчикс.

Когда вузами владеют предприятия

Есть вузы, которые принадлежат не частным, а юридическим лицам. К примеру, бизнес-школа Turība стопроцентно принадлежит фирме AZR, истинным выгодополучателем которого указан предприниматель Айгар Ростовскис, также известный как президент Латвийской торгово-промышленной палаты.

Высшая школа менеджмента информационных систем ISMA принадлежит акционерному обществу Izglītības nams. Его акционеры Роман Дьякон, Марга Живитере, Денис Дьякон, Ольга Верденхоф, Денис Клюкин, Светлана Добрякова. За исключением Клюкина и Добряковой, все акционеры работают на разных должностях в ISMA. Например, Денис Дьякон – ректор вуза.

В свою очередь, Колледж управления бизнесом принадлежит Латвийской академии предпринимательства и менеджмента. Истинным выгодополучателем является Янис Стабиньш, он же одновременно член правления колледжа. Стоит добавить, что через вышеупомянутую академию Колледж управления бизнесом Стабиньшу принадлежит только с прошлого года. Ранее как владельцы колледжа упоминались предприятия в США и Панаме.

Высшая школа бизнеса, искусства и технологий RISEBA принадлежит зарегистрированному на Кипре предприятию Afograde limited, а истинные выгодополучатели – граждане Латвии Евгений Куров и ректор вуза Ирина Сенникова. Ранее акции этого вуза также принадлежали предприятиям, находившимся в США или Великобритании. Среди владельцев были и банк Parex и Латвийская школа бизнеса. Сенникова объяснила, что такая система, когда вуз принадлежит предприятию, сложилась исторически, но налоги платятся в Латвии и настоящих владельцев никогда не скрывали.

В отношении Рижской юридической высшей школы и Рижской высшей школы экономики в базе данных Firmas.lv приводится особая формулировка: «истинных выгодополучателей установить невозможно». При этом известно, что владельцы Рижской юридической высшей школы – Латвийский университет и фонд Сороса «Latvija», а Рижской высшей школы экономики – Стокгольмская школа экономики в Риге.

Владельцы – граждане России и Литвы

Часть частных вузов принадлежит иностранцам. Например, Рижский институт аэронавигации, среди основателей которого изначально было и Министерство транспорта России, частично принадлежит гражданке России Людмиле Кузнецовой.

Истинная выгодополучательница Института транспорта и связи (ТСИ) Наталья Филева - не только гражданка России, но и живет там. Институт принадлежит ей через три разные фирмы: две из них зарегистрированы в России, одна – в Нидерландах. До 2008 года этот институт принадлежал банку Parex, его владельцам Виктору Красовицкому и Валерию Каргину, а также нынешнему заместителю председателя фракции «Согласия» в Рижской думе Михаилу Каменецкому.

Владелец и истинный выгодополучатель мореходного колледжа Novikontas – гражданин Литвы Александр Хропенко.

Алдис Бауманис считает: то, что часть частных вузов принадлежит иностранцам, не проблема. Даже если вуз принадлежит гражданину России, у этого есть логическое объяснение. В Латвии работать в этой сфере проще, потому что тут меньше бюрократии и политического давления, а еще наличие бизнеса и за пределами России обеспечивает большую безопасность.

Некоторым вузам самим принадлежат доли в других предприятиях. Например, Балтийской международной академии принадлежит Колледж бухгалтерии и финансов, а также доли в издательском доме Uadžet и Научно-исследовательском институте социальных и гуманитарных проблем. Таким образом, на рынке образования формируются длинные цепочки владельцев.

Чемпионы по обороту

Основной капитал вузов сильно отличается по размеру. Если у Turība он более 2 млн евро, у Рижской высшей школы экономики – почти 1,4 млн, то у Колледжа управления – всего 2800 евро.

Сильно отличается и финансовая ситуация. Во время экономического кризиса обороты и прибыль частных вузов резко снизились, но за последние годы они, по большей части, стабилизировались. Наиболее успешный частный вуз сейчас - Turība, оборот которого за 2017 год составил 5,15 млн евро. Он начал расти после огромного спада в 2013 году, когда оборот снизился с 7,79 млн до 4,88 млн. Прибыль вуза в 2017 году составила почти полмиллиона, и это наибольший его показатель с 2012 года, когда она достигла 0,76 млн евро.

Почти такой же оборот – 5,14 миллионов – был у RISEBA. Он стабильно растет с 2013 года. В прошлом году прибыль составила 260 000 евро, а невыплаченные дивиденды превысили 1,3 миллиона евро.

Далее следует ТСИ, чей оборот и в 2008, и в 2009 году почти достиг 5 млн евро, но в последние годы колебался и в прошлом году составил 3,51 млн евро. Прибыль в 2007 году даже превысила миллион евро, но позже снизилась до 36,8 тысячи в 2017 году. В прошлом году вуз заработал 49,7 тысячи евро.

Следующая по обороту - БМА, в 2017 году (последний год, за который доступны данные) он составил более 3 млн евро. На таком уровне оборот держится последние годы, а, к примеру, в 2008 году он был вдвое выше. В 2017 году прибыль была около 100 тысяч евро, а в прошлые годы – вдвое выше. В 2017 году были и выплаченные владельцам дивиденды – 68 242 евро.

Оборот Рижской высшей школы экономики последние 5 лет держится на уровне 2,5 млн евро, но в последние два года вуз работает с убытками. В прошлом году они превысили 100 тысяч евро, в позапрошлом – 300 тысяч евро.

Оборот Рижской юридической высшей школы за последние 7 лет не опускался ниже 2 млн евро, но в 2016 году были убытки в размере 47 тысяч, которые в 2017 году превратились в неполные 7 тысяч.

Прибыль и обороты Рижского аэронавигационного института за последние годы снизилась – еще в 2016 и 2017 году оборот держался выше 3 млн евро, а в прошлом году упал ниже 2 млн евро. Прибыль раньше тоже превышала миллион, а в 2018 году снизилась до неполных 600 тысяч евро.

ISMA еще десять лет назад мог гордиться оборотом в 2 млн евро, а в 2017 году он был чуть больше 1,5 миллиона. Прибыль два года назад составляла 10 200 евро, а еще раньше были даже убытки в 7400 евро.

В свою очередь, другие частные вузы никогда не могли похвастаться миллионными оборотами. Например, оборот Христианской академии в прошлом году был всего 180 тысяч евро, но в 2018 году у нее хотя бы не было привычных для нее убытков. За последние 13 лет академия завершала финансовый год с убытками 9 раз. Наибольшие убытки – 28 600 евро – были в 2006 году, а в прошлом году прибыль достигла более 15 000 евро.

У Лютеранской академии оборот за год был еще меньше – 130 000, а прибыль, вернее, остаток, поскольку это общество было основано как бесприбыльная организация – всего 3390 евро.

У бесприбыльной организации и католического вуза – Рижского высшего института религиоведени - оборот в прошлом году снизился аж на 22% и составил всего 129 458 евро, были и убытки в 17 495 евро. В 2017 году, когда оборот был выше, прибыль составила 28 968 евро.
Даже у нового вуза, колледжа гостиничного бизнеса Hotel School, в котором всего 27 студентов, оборот выше – примерно 300 тысяч евро, прибыль – 30 200 евро.

Учитывая разницу в оборотах и прибылях, отличается и объем уплаченных налогов. Так, ТСИ в прошлом году выплатил государству свыше 100 тысяч евро, Рижская высшая школа экономики и БМА – примерно 800 тысяч евро, RISEBA – более миллиона евро. А Христианская академия выплатила чуть более 7000 евро налогов.
У некоторых частных вузов есть и долги по налогам. Так, у Колледжа управления бизнесом на середину июля накопилось более 2000 евро долга.

Источник freecity.lv/ la.lv