Версия для печати
  18:46    14.12.2017

Начали судить экс-судью Орниню: что же она разгласила (2)

Начали судить экс-судью Орниню: что же она разгласила <span class="comment-count">(2)</span>
vesti.lv
Нарушение, которое в итоге вменили экс-председателю Пардаугавского суда Айе Орнине, странное. Это разглашение "секретных сведений" журналисту - судим ли конкретный герой публикации. Сама судья комметирует дело так: не смогли добиться обвинения по коррупции, поэтому отправили в суд, что нашлось. Чтобы после такого большого шума хоть что-то было.


Рискнем высказаться в порядке личного мнения: этот процесс над судьей выглядит "пшиком", поскольку разглашенная информация была в публично доступных базах данных. 


Косвенно это дело о разглашении связано с одним из самых громких задержаний прошлого года - "Юрмалгейтом-3", когда под стражей оказались бизнесмен Юлий Круминьш и мэр Юрмалы Гатис Трукснис. (Подробнее об этом - см. в главе "Судья и Юрмалгейт-3"). Однако тут следствию похвастаться нечем - эту часть дела прокуратура отправила на дорасследование, так как доказательств для обвинений оказалось мало.

А теперь расскажем подробнее обо всем этом.

Ну очень секретная информация

Итак, речь идет о разглашении сведений представителю СМИ. А именно: летом прошлого года к Орнине обратился журналист Latvijas Avizes Артис Дзериньш. Он сейчас фигурирует на процессе в качестве свидетеля. Дзериньш работал над статьей о возможном мошенничестве и хотел выяснить, был ли конкретный человек ранее судим. Так как в Латвии узнать подобные сведения не так уж просто (полиция говорить отказывалась), журналист искал другие возможности. По телефону он связался в Орниней и попросил выяснить, судим ли герой его публикации.

Как выяснилось позднее, в это время сотрудники KNAB прослушивали телефон судьи и следили за её перепиской.

Орниня вину в разглашении не признает. Она не отрицает, что дала журналисту информацию, но не считает эти сведения секретными. Ведь любой, при желании, может найти подобные сведения в судебном календаре и базе данных приговоров. Если кто-то не знает: это можно сделать на портале tiesas.lv (расписания судов можно найти здесь http://tis.ta.gov.lv/court.jm.gov.lv/stat/html/index_201712.html ).

Таким образом, уважаемые читатели, совершенно очевидно: данные о суде над конкретным человеком были доступны публично. Там же стоял и номер дела, по которому можно было найти анонимизированный приговор (без имен и фамилий).

Судья получила подтверждение от Судебной администрации, что исторические данные календаря прошлым летом были доступны публично доступны. Это и будет её главным аргументом в борьбе с обвинением.

Журналисты удивляются

Главный редактор Latvijas Avizes Линда Раса уже высказал удивление той энергии, с которой следователи и прокуроры взялись за это дело. Ведь обществу не был причинен никакой ущерб - никаких многомиллионых убытков не было.

Наоборот, с помощью статьи это самое общество хотели защитить. Тем временем каждый день проходят судебные процессы, участники которых видны всем – это ведь открытые процессы. Странно, что подобные сведения были внезапно объявлены секретными.

От себя добавим: вместо того, чтобы заниматься ерундой, KNAB действительно мог бы сосредоточиться на расследовании махинаций с многомиллионными убытками.

Промежуточный финиш

Сегодня процесс был отложен по просьбе прокурора - для запроса информации. Следующее заседание назначено на 9 февраля.

После суда обвиняемая заявила журналистам:

-- Сотрудники KNAB просто не смогли добиться обвинения меня в коррупции. Поэтому, после прослушки моих разговоров, выявили моё общение с журналистом инкриминировали разглашение. Было важно, чтобы после такого большого шума хоть что-то на меня было.

Прокурор Марис Лея пока не комментирует ущерб для государства и конкретного лица, причиненные Орниней. Вопрос об ущербе поднимется во время дебатов. Прокурор не отрицает, что во время расследования решался вопрос о прекращении уголовного процесса из-за его малозначительности. Но этого нельзя было сделать, так как Орниня отрицает свою вину.



Как у нас наказывают за разглашение

Минувшим летом Бюро внутренней безопасности передало в прокуратуру уголовный процесс против сотрудника полиции Латгальского региона. Во время следствия выяснилось, что этот человек в служебное время, воспользовался правом доступа к информационной системе, получил данные и передал их третьему лицу. Следователи считают, что было собрано достаточно доказательств для привлечения сотрудника полиции за разглашение секретных сведений (не являющихся гостайной). 

Как показывает практика, многие обвиненные в разглашении в итоге ссылаются на то, что сведения-то были не слишком секретные. Например, бывшего прокурора Рижского судебного округа Зигурдса Бункса вот уже несколько лет судят за 8 эпизодов разглашения. Однако портал Pietiek сообщает: секретными сведениями оказались приговоры, принятые на открытых судебных заседаниях. То есть, в теории, за такое можно наказать 4 из 5 студентов юридических факультетов.

Минувшим летом от своих должностей были отстранены сотрудники Финансовой полиции Кристине и Максим Богданов. Этому предшествовал обыск Полиции безопасности (ПБ). В ПБ сообщили, что обыск проводится в рамках уголовного процесса, начатого по статье 94-й Уголовного закона о разглашении государственной тайны. Более подробная информация в интересах следствия пока не предоставляется.

Адвокат супружеской четы Богдановых Алла Юраша сообщила, что из решения ПБ непонятно, что конкретно вменяется её клиентам, но они гостайны не раскрывали. За умышленное разглашение гостайны, совершенное лицом, которое было предупреждено о ее неразглашении, но не имеющее признаков шпионажа, предусмотрены лишение свободы на срок до пяти лет, краткосрочный арест, принудительные работы или денежный штраф.

Известно, что Максим Богданов - сын Леонида Богданова, бывшего начальника Управления по борьбе с организованной преступностью, ныне директора службы безопасности предприятия "LasRosTrans", входящего в группу АО "Ventspils nafta".

Кстати, Алла Юраша по поводу защиты в делах о разглашении может проконсультироваться со своим супругом бывшим начальником отдела оперативных разработок Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) Юрисом Юрашсом, ныне депутатом Рижской думы. Летом прокуратура прекратила уголовный процесс об умышленном разглашении государственный тайны против него.

Дело началось с того, что в июле прошлого года Юрашс заявил: ему предлагалась взятка в размере миллиона евро за переквалификацию преступления, инкриминируемого бывшему руководителю предприятия Latvijas Dzelzcels Угису Магонису, со взяточничества на торговлю влиянием, за что законом предусмотрено более мягкое наказание.

О предложенной взятке Юрашс, по его слвам, проинформировал тогдашнего начальника KNAB Ярослава Стрельчонка и Генпрокуратуру, но никакой реакции от них не последовало, поэтому он решил заявить о попытке подкупа публично через СМИ. В связи с этим против него был начат уголовный процесс о разглашении информации, дело расследовала ПБ. В январе этого года KNAB все же начал уголовный процесс о попытке дать взятку Юрашсу.


Судья и Юрмалгейт-3

Как уже сообщалось, в прошлом году сотрудники антикоррупционного бюро начали уголовное дело по факту нарушений закона о финансировании политических партий. В ходе следствия было задержано четыре человека. 

Осенью прошлого года сотрудники KNAB провели обыск у мэра Юрмалы Гатиса Труксниса (Союз «зеленых» и крестьян). Позднее стало известно, что ведомство задержало и предпринимателя Юлия Круминьша. После двух суток в изоляторе Круминьш был отпущен. Кроме того, обыск состоялся и в бюро партии Ингуны Судрабы «От сердца – Латвии»

Орнине инкриминируют разглашение неких неразглашаемых сведений и "принятие предложения" от Круминьша. Она подчеркивала, что знакома с бизнесменом несколько лет, но никогда не принимала материальных благ от него, да он, собственно, и не предлагал.

Хотя сам Круминьш и утверждал обратное:

«Если Орнини хоть сегодня понадобится тысяча или миллион, то она может ко мне спокойно обращаться. Я ей подарил двести-триста тысяч (...) Ее выгнали из квартиры в Старой Риге, и я тут же отдал ей квартиру в Юрмале, не попросив ни гроша», - сообщил бизнесмен в интервью Viens pret vienu.

Орниня же в ответ заявила, что знает предпринимателя уже тридцать лет, но на профессионализм и работу это знакомство никогда не влияло. Судья указала – с помощью дочки Круминьша Майи Чернявской она действительно арендовала квартиру в жилом квартале, который принадлежит миллионеру, но недолгое время.

«Принимая во внимание, что жилье нужно на период осень-зима, пришли к согласию, что я могу снимать какую-то из его квартир. Их на тот момент никто не арендовал из-за шума со стройки неподалеку. Ни по какому другому материальному поводу мы с госпожой Чернявской и ее отцом - Юлием Круминьшем связаны не были», - объяснила судья.

От дальнейшей аренды Орниня отказалась из финансовых соображений.

В настоящий момент KNAB применил в отношении предпринимателя Юлия Круминьша статус подозреваемого в двух уголовных процессах.

Всего «Юрмалгейт-3» объединяет 3 уголовных процесса.

Среди прочего, расследуется также процесс, в котором фигурируют должностные лица Инспекции здравоохранения и Юрмальской думы. Речь идет о преступлении в связи со сдачей в эксплуатацию объекта одного из предприятий.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"

 

Комментарии

  • Флакон ссмазкой 17 Декабря 2017 22:18

    Лея..... голубое небо латвии

  • Флакон ссмазкой 17 Декабря 2017 22:18

    Лея..... голубое небо латвии