Версия для печати
  9:32    1.10.2017

Воспитателя обвиняют в физическом и моральном насилии над детьми

Воспитателя обвиняют в физическом и моральном насилии над детьми
Есть такие ситуации, когда правды никогда не узнаешь, просто по той причине, что у каждого она своя. И все бы ничего, если бы речь шла о чем-то менее существенном, чем работа и доброе имя. Когда человек лишается и того и другого из-за недоказанных обвинений, становится страшно, ведь подобное может случиться с любым. Воспитательница детского садика Zīle Людмила Трипольская уверяет: против нее организован заговор, который успешно лишил ее рабочего места. А суд, несмотря на недоказанность улик, не смог ее защитить.
«Я постоянно выступала против существующих порядков»

Людмиле Трипольской 58 лет. 36 лет она проработала с детьми, последнее место работы – муниципальный садик Zīle, пишет "МК-Латвия". Людмила считает, что все ее неприятности начались с появлением в детском саду новой коллеги – Ларисы Корнеевой, которая очень быстро стала заведующей детским садом.  

– Я постоянно выступала против существующих порядков, пыталась не просто следовать правилам, а вводить новаторские методики, которые будут по-настоящему работать. Сама готовила учебные материалы, искала нужную литературу, с помощью которой обучение детей будет более эффективным, – рассказывает Людмила. – Но заведующей детсадом все это не нравилось. Однажды я объявила, что имеющиеся в садике пособия по изучению латышского языка и счету являются лишь красивыми картинками, которые никак не помогают детям овладевать знаниями. И попросила разрешение использовать свои. Видимо, для Ларисы Корнеевой это была последняя капля, поэтому она объявила: я не справляюсь с обучением детей среднего и старшего дошкольного возраста и отправила меня в младшую группу.

Но и в младшей группе наша собеседница не могла молча наблюдать за неверными, с ее точки зрения, действиями второй воспитательницы и помощников воспитателя.

– Помощницы воспитателей регулярно усаживали детей на горшки на 20–30 минут, пока они не справят свою нужду, – рассказывает Людмила. – Но ведь это недопустимо, долгое сидение на горшке негативно влияет на здоровье детей. Во всех методичках написано: если ты высадил ребенка на горшок, а он не сделал свои дела, то ребенок должен встать с горшка и одеться. Заставлять его сидеть на горшке недопустимо! Но помощницам воспитателей настолько не хотелось убирать после ребенка, который описается, что они заставляли малышей сидеть на горшках очень долго.

Людмила попыталась убедить коллег изменить существующую практику, но когда поняла, что это бесполезно, пошла с жалобой к заведующей. Другого выхода у нее все равно не было. Поход к начальству результата не дал, зато существенно обострил отношения Людмилы с коллегами. Конфликт разгорелся еще ярче, когда Людмила заметила, что помощницы воспитателя часто кормят малышей насильно, заставляя съедать все, что лежит на тарелке. И у некоторых малышей из-за такого агрессивного способа даже начинается рвота.

– Были и другие моменты, с которыми я не могла смириться. Меня возмущало, когда помощники воспитательницы в конце тихого часа рывком поднимали малышей с постели, чтобы те пошли в туалет, – рассказывает Людмила. – Малыши были такими сонными, слабенькими ото сна, и они могли упасть и сломать себе что-нибудь, пока идут в туалет. Я предлагала будить их постепенно и подносить горшочек к кроватке, а затем уносить его в туалет и там все выливать. Но коллегам все это было в тягость, поэтому так делала я одна. В конце концов, чтобы больше не конфликтовать с коллегами, мы решили так: в мою смену я буду делать то, что считаю нужным, а коллеги будут делать так, как удобнее им. Они, конечно, считали, что я просто выпендриваюсь, и на суде заявили, что со мной очень сложно сработаться.


Как из радости сделать гадости

2014 учебный год, увы, начался с очередного скандала. Наша собеседница решила для своих малышей провести праздник осени и отметить день рождения Латвии. Однако музыкальный руководитель, к которому она обратилась с этим предложением, отказалась помогать ей на том основании, что полутора-двухлетние малыши слишком малы для таких праздников. 

– Я тогда решила: проведу праздники сама, без всякой помощи, прямо в группе. Выступления деток я снимала на видеокамеру, запись отдала представителю родительского комитета и тот выложил ее в группе социальной сети, на которую были подписаны все родители, чьих детей я «вела». Родители потом подходили ко мне и благодарили за прекрасный праздник, – говорит Людмила. – А уж какой восторг у них вызвало празднование Нового года – это надо было видеть! Они стояли за занавеской и смотрели, как их малыши реагируют на Деда Мороза, как танцуют и очень смешно себя ведут. А вот мои коллеги не считали нужным отмечать Новый год с такими маленькими детьми, и мое поведение воспринимали с недоверием и неприязнью. Все это я вам рассказываю для того, чтобы вы поняли: до определенного периода у родителей детей ко мне не было абсолютно никаких претензий, зато они были у нескольких коллег и заведующей детским садом.

Конец 2014 года у нашей собеседницы выдался очень тяжелым. Кроме ссор с коллегами и начальством, ей пришлось несколько дней замещать другую воспитательницу и работать одной несколько смен. А еще в конце года она провела тяжелое родительское собрание.

– Во время родительского собрания я рассказала мамам и папам, что с начала отопительного сезона у нас не работает вентиляция. Зимой отопление включено на полную мощность, в результате свежего воздуха не хватает, дети и взрослые ходят с красными лицами. Понятно, что здоровье малышей страдает, поэтому я призвала родителей бороться за то, чтобы вентиляция была отремонтирована. А после собрания я получила от методиста «втык», мол, какое я имела право поднимать этот вопрос на собрании. Теперь из-за меня садик пострадает!

В начале 2015 года произошел инцидент, из-за которого Людмила очень переживала. Во время ее смены одна девочка, когда ела суп, подавилась лавровым листом. И хотя Людмила не растерялась, приняла соответствующие меры и листик вывалился, а девочка продолжила мирно доедать суп, это ЧП имело за собой последствия. Людмила вовремя не рассказала об инциденте заведующей, за что получила выговор.

Но это еще ладно. Хуже другое. Кто-то рассказал о происшествии маме малышки, причем исказив факты, мол, Людмила трясла девочку за ноги, чтобы листик вывалился (хотя Людмила категорически отрицает это). Вечером рассерженная родительница пришла в детский сад и накинулась на нашу собеседницу с обвинениями, что подобный способ помощи мог убить ее ребенка.

– Женщина кричала: да как вы могли, да вы не знаете, что значит потерять ребенка! – вспоминает Людмила. – К сожалению, я прекрасно знаю, как это – терять детей, я сама потеряла 13-летнего сына... Я объясняла женщине, как все произошло, извинялась за то, что злополучный листик оказался в тарелке ее ребенка, хотя в этом и не было моей вины. Но женщина не успокаивалась, она была уверена, что все случилось именно по моему недосмотру. И тогда я впервые поняла, что кто-то начал планомерно натравливать родителей против меня. Я настолько сильно распереживалась, что даже не смогла самостоятельно дойти до дома. Моему мужу пришлось заехать за мной прямо в детский садик. 25 января я пошла к врачу и мне выписали длительный больничный. И так получилось, что в этот садик в качестве воспитательницы я уже вернуться не смогла.

Посыпались заявления

Когда Людмила сидела на больничном, она с удивлением узнала, что на нее посыпались заявления с жалобами в Инспекцию по защите прав детей. Одно заявление гласило следующее: одним сентябрьским утром помощник воспитателя увидел на подоконнике группы, которой руководила Людмила, девочку в памперсе. Малышка била ладошкой о стекло и просила о помощи. Почему-то помощник воспитателя решил сообщить об этом инциденте маме девочке лишь в начале марта... Мама рассказала об этом на форуме родителей группы и написала заявление в инспекцию.

Во втором заявлении, которое инспекция получила на Людмилу во время ее болезни, было сказано, что однажды Людмила ушла с работы в 10 утра и вернулась через полчаса, неся с собой бутылку спиртного. Эту бутылку она тут же открыла и прямо на рабочем месте начала к ней прикладываться.

Еще одно заявление касалось безответственности Людмилы. В нем женщина жаловалась, что во время проверки по пожарной безопасности ее дочка была выведена на улицу в одних лишь легинсах, без колготок.

– То, что написала мама, было правдой. Но при этом на ребенке были еще и носочки, так что ее ножки не были голенькими, – утверждает Людмила Трипольская. – А еще мама не знает, что во время проверки нам надо как можно быстрее одеть детей, вывести их на улицу и на этом проверка считается оконченной. Поэтому мы на улице с детьми не стоим, а тут же ведем их наверх в группу, – поясняет Людмила. – Меня удивил факт, что проверка была в октябре, а мама написала заявление на меня лишь в феврале. Еще одно заявление было от мамы девочки, которая подавилась лавровым листом. Другая жалоба касалась громкой музыки. Мол, 13 января я поставила слишком громкую музыку, из-за чего одна девочка очень испугалась. Это заявление написала мама, которая сейчас работает на моем месте. Еще одна мама написала, что 29 декабря от меня пахло алкоголем. Но заявление об этом она почему-то решила отправить в феврале. Другая жалоба касалась уже физического насилия. Помощница воспитателя обвинила меня в том, что я однажды дернула за руку ребенка, который меня не слушался. Ну что я могу сказать... Не было этого!

Комментарий заведующей детским садом Ларисы Корнеевой:

– Даже суды – районный и окружной – признали правомерность моего решения об увольнении Людмилы Трипольской. Значит, Людмила действительно была виновата в тех нарушениях, из-за которых последовало ее увольнение. Если бы она не преступала закон и правила поведения воспитателя, то мне не пришлось бы ее увольнять. Вы понимаете, чисто по-человечески опасно, когда воспитатель, например, оставляет ребенка одного и тот залезает на подоконник, к окну... Я считаю, что такой педагог не должен работать с детьми! Насколько я знаю, Людмила подала на кассацию, но я уверена, что и следующий суд подтвердит законность ее увольнения. И еще один момент: мне, как работодателю, не важен диагноз болезни, из-за которой Людмила четыре месяца сидела на больничном. Но мне было важно другое: имеет ли она право по состоянию здоровья работать с детьми. Чтобы выяснить этот вопрос, я отправилась к ее семейному врачу, и его ответ был таков: «Людмила ни в коем случае не должна работать с детьми! И об этом ей было неоднократно сказано!» Поэтому еще раз повторю: опираясь на слова врача, жалобы родителей на Людмилу и показания свидетелей, которые заявили, что Людмила оставляла детей одних, я не имела права оставить ее на работе, мне пришлось ее уволить. Что касается конфликта, который якобы был между нами, то я считаю, что это не правда. Мы не частная лавочка, мы – муниципальное образовательное учреждение, в котором не место конфликтам. И все остальные замечания Людмилы о работе садика, в частности о неисправном вентиляторе, являются ложью.


Презумпция невиновности

Получив приглашение на разговор от Инспекции по защите прав детей, Людмила отправилась в Ригу. Беседа длилась два часа, в течение которых она дала инспекторам объяснения по всем вопросам и не согласилась ни с одним из предъявленных ей обвинений. Через некоторое время инспекция прислала ей документ, в котором было написано следующее «Людмила Трипольская признана не виновной, так как нет доказательств ее вины». 

Как говорится, презумпцию невиновности никто не отменял, другими словами, раз нет неоспоримых доказательств, что Людмила делала то, в чем ее обвиняют, значит, она считается невиновной.

– Несмотря на заключение комиссии, меня к работе в детском саду не допустили. Уж не знаю, кто организовал сбор подписей родителей, но мне предъявили документ, в котором родители подписались против того, чтобы я продолжала работать с их детьми. Конечно, далеко не все родители поставили подписи под этим документом, но они были. Я уверена: мам и пап науськала заведующая детским садом и те работники, на действия которых я жаловалась, – считает Людмила. – Возможно, на мнение родителей о том, что я могу быть опасной для их детей, повлиял и следующий факт. 17 мая (в это время я все еще находилась на больничном) в моей группе (где стоит детская посуда) нашли бутылку из-под алкоголя. Помощники воспитателя засвидетельствовали, что эта бутылка принадлежит мне. Хотя бутылка мне не принадлежала, так как я никогда не приносила на работу алкоголь!

О находке помощников воспитателей стало известно родителям, поэтому они и собрали подписи против меня.

Мнение профсоюза

Юрисконсульт Латвийского профсоюза работников образования и науки (LIZDA) Бригита Фрицсоне поясняет: «Хочу сказать, что при рассмотрении вопроса об увольнении нами рассматривается абсолютно все, а не только наличие доказательств вины конкретного человека. Если родители написали письмо, в котором попросили убрать воспитателя их детей с должности, то мы обязаны прислушиваться к их мнению. В законе нигде не указано, что именно профсоюз должен принимать во внимание, когда принимает решение разрешить или запретить увольнение своего работника. Каждый случай индивидуален и нами рассматривается лишь вопрос: увольнение законно или нет. Если профсоюз запрещает уволить работника, то работодатель должен идти в суд и там добиваться увольнения».

Хочу уйти по своему желанию

...Узнав, что руководитель детского садика собирается ее уволить, наша собеседница тут же обратилась в профсоюз педагогов и в Трудовую инспекцию. Профсоюз рассмотрел дело Людмилы Трипольской и пришел к выводу, что ее планируемое увольнение правомерно. В ответ на заявление профсоюза Трудовая инспекция сказала, что теперь у Людмилы есть только один выход – судиться, так как ее увольнение – законно.

– Знаете, чего я хочу? Нет, не трудоустроиться, это я и сейчас в любой момент могу сделать, воспитателей в нашей стране не хватает! – говорит Людмила. – Я хочу, чтобы меня восстановили на занимаемой должности в садике Zīle, а затем, в этот же день, хочу подать заявление на увольнение по собственному желанию. Мне важно восстановить мое доброе имя и затем забыть обо всей этой истории и вновь продолжать свою работу, которую я люблю!

Источник - mklat.lv