Версия для печати
  9:15    28.9.2017

Вецмилгравис задыхается: спасение обещают через 5 лет

Вецмилгравис задыхается: спасение обещают через 5 лет
vesti.lv
Государственная пожарно–спасательная служба (ГПСС) в нынешний вторник получила очередной вызов из–за резкого и неприятного запаха в рижском микрорайоне Вецмилгравис. Это здесь не редкость — в порту идет перевалка нефтепродуктов и других химических веществ.
Из–за особенно сильной вони недавно пришлось госпитализировать двух подростков. И жалоб на подобные ЧП множество.

Однако, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки — порт обязали проверять, не травит ли он людей испарениями.

А теперь расскажем обо всем этом подробнее. 

Жалобы и проверки

Во вторник около 11.16 поступил очередной вызов из–за запаха на Ванадзиня гатве. Представители ГПСС прибыли на место происшествия, никакой аварии или нештатной ситуации и не обнаружили и передали информацию в Госслужбу окружающей среды (ГСОС).

Ее инспекторы, в свою очередь, отправились на терминалы Вецмилгрависа, чтобы выяснить причины запаха. Но нарушений снова не нашли — все показатели в норме, все работы проводятся в рамках законов и разрешений.

Представитель управления Рижского свободного порта Лиене Озола подчеркивает, что портовая полиция также занимается выяснением обстоятельств и просит жителей передавать всю имеющуюся у них информацию.

Однако особого толку от передачи информации пока не было.

Жители Вецмилгрависа в районе порта уже несколько лет периодически жалуются на неприятный запах. В частности, вечером 12 сентября за 2 часа поступило более 400 звонков на единый номер спасательных служб 112. Территорию обследовали ГСОС и портовая полиция, но конкретного источника запаха не нашли. В ГСОС предположили, что причиной запаха могут быть меркаптаны. В малой концентрации для здоровья они не опасны.

Аналогичная ситуация была и 20 сентября. ГСОС сообщила, что запах был связан с погрузкой судна на территории PARS terminаls на Кундзиньсале. Были взяты образцы нефтепродуктов, начато административное дело. В тот день медики госпитализировали двух подростков из 31–й рижской средней школы — им стало плохо из–за неприятного запаха.

Подростки испытывали тошноту и слабость, которые предположительно были вызваны этим запахом. В течение дня их выписали из больницы.


"Почему нет уголовного дела?"

Местные жители уже давно не верят в то, что в порту все в порядке. Во время распространения запаха 12 сентября стали также активно циркулировать слухи о серьезной утечке химикатов в порту.

В соцсетях тут же появились сообщения такого типа: "Мне сказала мама знакомого, который работает в порту. Ему запретили говорить на эту тему". 

Так что когда представители госструктур выходят с успокоительными сообщениями, им уже мало кто верит. Вецмилгравис не сомневается, что район травят. Многие жалуются на ухудшение здоровья, хотя "все соответствует нормам".

Так, местная жительница Лада в группе района на Facebook вышла с таким криком души:

"Вы не считаете, что до наведения порядка в порту населению необходимо выдать противогазы? Произошла серьезная авария токсичного вещества на химическом производстве. Почему не объявили чрезвычайное положение? Почему не эвакуировали или хотя бы не оповестили население, как действовать? Почему до сих пор нет уголовного дела об аварии на производстве и умышленном неоповещении соответствующих служб? Если несколько районов города травили — явно не 3–литровая канистра опрокинулась.

Считаю это следствием многолетнего игнорирования самоуправлением проблемы запаха (утечек) в Мангали.

Токсическое действие меркаптанов сходно с действием сероводорода. Они проникают в организм через органы дыхания и кожу. В ничтожных концентрациях вызывают головную боль, тошноту, рвоту. В высоких концентрациях поражают центральную нервную систему, вызывая судороги, параличи, коллапс; смерть — от остановки дыхания. В организме меркаптаны превращаются в сульфаты и выделяются с мочой.

Первая помощь при отравлении меркаптанами: необходимо вынести пострадавшего на свежий воздух, обеспечить покой, дать вдыхать кислород (с 5% углекислым газом). При остановке дыхания — искусственное дыхание (см.). Внутривенно или внутримышечно — лобелии (0,5 мл 1% раствора). При резком снижении артериального давления подкожно: кофеин–бензоат натрия (10% раствор 1–2 мл), мезатон (1% раствор 1 мл), адреналин (0,1% раствор 1 мл).

Профилактика отравлений: применение фильтрующего противогаза, использование защитной спецодежды, резиновых перчаток. После работы душ и смена одежды".

"Погибнут люди — создадут комиссию"

Многие считают, что такие сообщения зря сеют панику. Но многие солидарны:

"Вы считаете, что мы тут просто, блин, цветочки понюхали? — пишет Татьяна. — Дома воняло так с закрытыми окнами, что хотелось блевать, вышли на улицу с двухлетним ребенком, а там вообще засада. Пока дошли до "Рими", уже ничего башка не соображала. И это мне хреново было, взрослому человеку, а что про двухлетнего можно сказать? Как на нем это отразится? Благо муж приехал и увез нас из этого "сектора Газа".

Эдуард возражает:

"Я не говорю, что не было вони! Но, блин, от ландышей башка тоже болит! Но никто же не ноет, что они нас отравляют! А тут развели дебилизм, мол, специально травят! Тогда и на заправку не заезжайте, там же бензином пахнет, голова от него может разболеться! И я не говорю, что не надо переживать, но и параноидально паниковать тоже не надо! На нервяке тоже хреново может стать!"

Тем не менее жители района считают, что пора что–то делать:

"Я вообще не понимаю, почему такие вещества хранятся поблизости от мест, где живут люди, — пишет Анжелика. — Не дай бог, рванет где–то. Да просто скинут бомбочку на такой терминальчик и все... Чего голову нам забивать какими–то датчиками. Не помогут они, когда рванет. И ничего уже не поможет. Мы и так своими носами и самочувствием чуем лучше датчиков. Не должно это находится рядом с людьми. НЕ ДОЛЖНО!"

Михаил сетует:

"Да всем все равно. Погибнут люди — создадим комиссию, схема–то есть".

Арина добавляет:

"Кстати, очень многие сильно болеют из–за этой гадости. Вся улица Мелдру хворает. Идешь с собакой гулять и слышишь, как кого–то одолел удушливый кашель, кто–то сильно сморкается. А все из–за того, что в начале заболевания у людей просто не было возможности проветрить помещение".


Проблему решат. Через 5 лет

Для борьбы с неприятными запахами нашли решение — введение системы контроля за испарениями. Такое решение предусматривает поправки к закону о загрязнении, разработанному минохраны среды и регионального развития (МОСРР). С 1 января 2022 года латвийские портовые терминалы, переваливающие нефтепродукты или опасные химические вещества, будут обязаны ввести такие системы контроля. 

В Вентспилсском порту эти правила будут действовать уже с 31 мая 2018 года.

После вступления этих поправок в силу местные самоуправления смогут ужесточить на своих территориях правила контроля за загрязнением воздуха.

Поправки уже утверждены правительством, теперь их должен рассмотреть сейм.

А до тех пор Госслужба среды рекомендует не открывать окна во время "химической атаки". Аллергикам лучше запастись медикаментами.

Госслужба среды обещает штрафы

И еще одна экологическая болевая точка — шинные свалки.

Во вторник парламентская комиссия по народному хозяйству поддержала предложение МОСРР о появлении монополиста в сфере утилизации старых покрышек. Будет только одно предприятие, которое сможет заключить договор с ГСОС о скидках по налогу на природные ресурсы в сфере утилизации старых покрышек. Его будут выбирать через 10 лет.

Вопрос о покрышках возник после того, как ГСОС решила расторгнуть договор с ООО Riepu bloki. Предприятие получило штраф в размере 12,9 млн евро, так как не обеспечило переработку использованных автопокрышек в соответствии с требованиями нормативных актов.

Riepu bloki неоднократно отказывались добровольно выполнять распоряжение ГСОС о вывозе использованных покрышек с территории на ул. Старта в Риге и проигнорировали также распоряжение ГСОС о принудительном исполнении, оспорив применение средства принуждения — принудительных денежных средств в размере 1500 евро и 5000 евро. Но штраф компания уже оспорила.

Гендиректор ГСОС Инга Колегова на заседании парламентской подкомиссии политики среды и климата заявила, что в связи с непереработанными отходами многие предприятия могут получить серьезные штрафы.

Что существенно: договоры с ГСОС о налоговых льготах заключили не только предприятия, занимающиеся сборкой шин, но и переработчики пластиковых отходов, вредных веществ, электронных бытовых отходов.

Сейчас ГСОС анализирует годовые отчеты этих предприятий за 2016 год. Возможно, у многих найдут большие объемы непереработанных отходов. Из–за этого предприятиям могут грозить большие штрафы за неуплаченные налоги на природные ресурсы.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"