Версия для печати
  9:14    22.8.2017

В скандально известном корме Dogo нашли запрещенное вещество

В скандально известном корме Dogo нашли запрещенное вещество
Продовольственно–ветеринарная служба (ПВС) предупреждает владельцев собак: в партии корма Dogo ar mājputnu gaļu (номер партии (код) 2870, срок годности — 29.06.2018) обнаружено запрещенное вещество — карбамид.
Вот уже несколько лет продолжается скандал вокруг корма для собак Dogo производства предприятия Tukuma straume. Часть владельцев собак и ветеринаров считают, что в нем скрывается причина страшного заболевания, которое губит домашних питомцев, — расширения пищевода. Однако руководство Tukuma straume называет все обвинения черным пиаром и подало в суд на активистов борьбы. Тем временем ПВС нашла ядовитые вещества в одной партии корма. 

Карбамид — это добавка к корму для жвачных животных, а в корме для собак и кошек карбамида не должно быть, потому что это вещество может вызвать у них отравление — вплоть до летального исхода.

Как сообщила представитель ПВС Илзе Мейстере, предприятие должно отозвать из продажи упомянутую партию корма, а ПВС призывает владельцев собак не кормить своих питомцев кормом из упомянутой партии с соответствующим сроком годности.

Председатель правления Tukuma straume Айварс Подниекс, в свою очередь, выразил возмущение результатами проверки. По его словам, все это ложь и очернение. Мало того, лабораторные анализы подделаны — во всяком случае, у Подниекса "есть основания так думать".

"Это все клевета!"

— Корм производят в рамках требований ЕС, мы поставляем сырье только из ЕС, где карбамид при производстве сырья не используют. Мы связались с производителями сырья, и они нам письменно и устно подтвердили, что не используют карбамид, — заявил Подниекс агентству LETA.

Он пояснил, что карбамид используют в России при изготовлении кормовых дрожжей. Из этих дрожжей готовят корм для рогатого скота. По его словам, в последний раз Tukuma straume получало кормовые дрожжи из России в марте, однако, по условиям поставки, карбамида в них быть не должно было. На предприятии провели анализы и карбамида не выявили. После этого сырье использовали. Сейчас на предприятии вообще нет продукции с карбамидом.

— Результаты ПВС могут не соответствовать действительности, — допустил Подниекс. — Сейчас образцы корма отосланы для экспертизы в независимую лабораторию за границей. Как только результаты появятся, общество о них проинформируют.

(Впрочем, как язвит портал Pietiek, Tukuma straume вот уже год как не обнародует результаты анализов, которые были сделаны ранее.)

Подниекс считает, что за подделкой анализов могут стоять те же люди, которые ведут очерняющую кампанию против Tukuma straume.

— Ситуация нам кажется очень подозрительной. Потому что вот уже три года длится очерняющая компания против нашего предприятия. Инициаторы — отдельные ветврачи. В связи с кампанией начато судопроизводство против 17 физических и юридических лиц. Мы требуем компенсацию. Кроме того, против отдельных людей начат уголовный процесс. В связи с этим у нас есть основания подогревать, что лабораторные результаты не соответствуют действительности.

По словам Подниекса, проверка независимыми экспертами может занять до 10 рабочих дней. До этого подозрительный корм не будут распространять по торговцам, однако и уничтожать не будут.

Известно, что 2/3 подозрительной партии уже находится у торговцев.


Как не отравить собаку?

Принимая в внимание позицию хозяина предприятия и его негативный настрой к распоряжению ПВС, сама служба находится в непростой ситуации, пишет портал Pietiek. Плана "Б", как заставить Tukuma straume изъять корм из продажи, у чиновников нет. Не ходить же самим по каждому магазину — их сотни, не все могут быть зарегистрированы. Кроме того, даже если удастся корм изъять, кто его будет ликвидировать и на какие средства? 

Так что ПВС пока рекомендует владельцам собак самим следить, что вы даете своему питомцу. Если вы приобрели этот некачественный товар, то имеете право на возврат денег или обмен. Торговец или производитель обязан эти права обеспечить.

Однако с обменом все сложно: ПВС взял на анализы и другие партии корма Dogo. Результатов еще нет. В связи с этим сказать, какой корм безопасен, невозможно.

Пока службе удалось только остановить распространение 48,8 тонны корма (13 видов), который уже находился на складе, — до получения лабораторных анализов.

Загрязненный корм точно нужно уничтожить, его нельзя реализовывать или использовать на переработку. Но решение об уничтожении должно принять предприятие.

Если Tukuma straume откажется изымать из продажи корм с вредными веществами, ПВС готова начать дело об административном нарушении. Кое–что, возможно, удастся проконтролировать через сети магазинов.

Ветврачи предупреждали уже давно

Tukuma straume с ветеринарными врачами воюет уже несколько лет.

Все началось в 2015 году, когда ветеринарные врачи заметили у собак странные проявления, которые прежде диагностировались крайне редко. Внезапно у латвийских собак начались вспышка расширения пищевода (мегаэзофагус) и нарушения нервной системы.

Латвийское общество ветеринаров поясняет в этой связи: "Здоровый пищевод собаки проталкивает пищу вниз к желудку с помощью последовательных сокращений и расслаблений. У животного с мегаэзофагусом трубка пищевода не сокращается, а все время остается в парализованном и растянутом состоянии. В таком случае проталкивания пищи по пищеводу не происходит". В результате многие собаки умерли мучительной смертью или долго лечились.

Ветеринары стали бить тревогу: обсуждать проблему, обзванивать коллег. Оказалось, единственное, что объединяло заболевших собак разных возрастов и пород, — это корм. Практически всех заболевших животных кормили кормом Dogo латвийского производства. Ветеринарные врачи сразу же сообщили в минземледелия и в Государственную ветеринарную службу о своих предположениях: по их мнению, вероятнее всего, смертельное заболевание вызвано нейротоксинами, среди которых возможны свинец и тяжелые металлы.

В конце мая 2015 года четверо специалистов приступили к исследованиям, на которые отвели шесть месяцев. Минземледелия выделило на работу 11 000 евро, еще 35 000 евро дал государственный исследовательский институт BIOR, в лабораториях которого и проводились анализы. Дополнительные 700 евро на проверки выделила также Продовольственно–ветеринарная служба.

Изначально на исследования предусматривалось выделить больше средств — 86 000 евро, однако против этого выступил Совет по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций, назвав это разбазариванием государственных средств.

Каков же был итог исследования? Никакого. Разбирательства, которые обошлись в 47 000 евро, приостановили. Пока ничего вредного в корме не нашли.

"В производимом AS Tukuma straume корме Dogo до сего момента не обнаружены вещества, которые могли бы стать причиной опасного заболевания у собак — мегаэзофагуса, или расширения пищевода", — сообщила Продовольственно–ветеринарная служба в начале мая 2016 года.

В результате было начато независимое исследование на собранные пожертвования.


Вместо морали

Поскольку научный институт BIOR прекратил регистрировать новые случаи заболевания, Латвийское общество ветеринарных врачей с января 2016 года начало электронную регистрацию случаев болезни.

На сайте Латвийского общества ветеринаров опубликована анкета на русском языке по ссылке http://lvb.lv/lv/animal–owners/dzivnieku–veseliba

"Суд чести" против ветеринаров начнется в ноябре

Компания–производитель Tukuma straume уже обратилась в суд с иском против 17 физических и юридических лиц, распространявших неблагоприятную на предприятия информацию. За клевету с них требуют взыскать 458 411 евро.

Полный список ответчиков выглядит так: член правления Латвийского общества ветеринаров Илзе Матисе–Ван Хоутана, ветеринарные врачи Лита Конопоре, Гатис Круминьш, Мара Видужа, Анна Есеревича, Гатис Калниньш, Сандра Скара–Сирма и Эвита Лейтане. А также 9 юридических лиц: SIA HIrons, SIA Sanarius, SIA J & G VeterinАrais serviss, SIA VeterinArmedicInas izglItIbas centrs, SIA AA ZOO, крестьянской хозяйство KrUmiNi, IK E. LeitAnes veterinArA ambulance, IK VeterinArAs patoloGijas serviss и Латвийское общество ветеринарных врачей.

Суд Видземского предместья Риги назначил этот процесс на 8 ноября.

Кроме того, госполиция начала уголовный процесс о клевете в отношении группы активистов в социальной сети Facebook, в которой публикуются рассказы о собаках, заболевших расширением пищевода или мегаэзофагусом.

Факт начала уголовного процесса подтверждает адвокат Саулведис Варпиньш, представляющий активистов. Он высказывает сомнения в обоснованности процесса, так как пострадавшим по конкретной статье Уголовного закона можно признать только физическое лицо. Общество ведь не выступало против конкретных физических лиц.

Адвокату также кажется странным, что уголовный процесс начат в Тукумсе, так как в конкретном случае речь идет о комментариях в социальной сети. Кроме того, ему кажется любопытным, что процесс был начат очень быстро — в течение недели. Тогда как обычно одни только предварительные проверки тянутся годами, иногда еще и безрезультатно.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"