Версия для печати
  9:32    3.1.2019

Увольнения на LTV: обсуждают конфликты и коммерцию

Увольнения на LTV: обсуждают конфликты и коммерцию
vesti.lv
На заседание подкомиссии Сейма по медиаполитике, созванное 2 января в связи с внезапным решением Национального совета по электронным СМИ (NEPLP, НСЭСМИ) выразить недоверие двум членам правления Латвийского телевидения, явилось и двое бывших руководителей этого совета: Айнар Димантс и Айя Цалите-Дулевска. Оба они считают действия преемников необоснованными, сообщает LTV. Впереди — рассмотрение этого инцидента на Комиссии Сейма по правам человека и общественным делам.
Обоснованно ли Совет по электронным СМИ снял с должности двух членов правления LTV? Ответ на этот вопрос вчера искали депутаты парламента на заседании подкомиссии. Ответы получили лишь частично. Национальный совет по электронным СМИ принял решение выразить недоверие председателю правления VSIA Latvijas Televīzija Ивару Белте и члену правления Сергею Нестерову 28 декабря. 

Впервые за последние 20 лет первый канал Латвийского телевидения стал номером один в рейтинге самых просматриваемых телеканалов за прошлый год. И решение Национального совета по электронным СМИ перед Новым годом уволить двух из трёх членов правления VSIA Latvijas televīzija, Ивара Белте и Сергея Нестерова, вызвало немало споров. Гунта Лидака, представитель NEPLP, перечислила упреки совета в адрес руководства общественного телевидения:

«Неспособность разработать качественную стратегию, качественный национальный заказ на следующий год, который ещё до сих пор не сделан. Это во-первых. Во-вторых, вопросы технологических решений, которые до сих пор не решены. Мы были на Латвийском телевидении, мы видели».

Смещенный с поста председателя правления LTV Ивар Белте возразил:

«Студия готова, она работает. Первая часть этого проекта завершена и, как уже господин Приеде говорил сейчас, осталось последнее — внести в бухгалтерию».

Ещё одна претензия к работе правления — оказание рекламных услуг на коммерческом рынке. NEPLP считает это неэтичным, однако закон этого не запрещает. Кроме того, совет заявил, что обратится за экспертизой к общественному телевидению Швеции и в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. При этом дискуссия в подкомиссии Сейма по медиаполитике носит лишь консультативный характер. Но после заседания депутаты попросили совет подготовить более подробный ответ о причинах увольнения.

Глава подкомиссии Вита Анда Терауда («Развитие/За!») полученными разъяснениями не удовлетворена:

«Я думаю, мы получили ответы только частично. Определённо, мы получили больше информации, чем Национальный совет по электронным СМИ предоставил ранее. Информация заставляет думать, что есть основания посмотреть, как проходит управление проектов и финансирование на телевидении. Но в то же время не появилось уверенности, что этого достаточно, чтобы так резко уволить правление LTV. Надеюсь, причиной не послужили личные конфликты».

Депутат Сейма от Новой консервативной партии Дагмара Бейтнере-ЛеГалла упрекнула NEPLP в недосмотре:

«Я думаю, что Национальный совет по электронным СМИ плохо выполнял функцию надзора в течение двух лет. Я думаю, что нам нужно услышать заключение Государственного контроля. Не нужно ли винить скорее Национальный совет по электронным СМИ, что они сейчас пытаются скинуть [ответственность] на Латвийское телевидение. Я сомневаюсь, что всё это из-за одной закупки, зная, насколько закупки у нас сложные и долгие. И цены на них очень часто повышаются. И мне непонятно, почему тогда не уволен господин Приеде, который отвечает за финансовую часть».

И Димантс, и Цалите-Дулевска указали, что решение выразить недоверие двум руководителям LTV необоснованно. Димантс, который в октябре баллотировался в Сейм по списку «Развития/За!», назвал это увольнение чрезвычайным происшествием:

«В одночасье с такого рода обоснованием снимается руководство общественного масс-медиа — просто так, выражаем ему недоверие. Где обоснование с точки зрения теста на общественное благо? С точки зрения достигаемых LTV результатов?.. У меня совершенно такое сравнение возникает, может быть, неуместное — приходит муж домой, смотрит, в раковине посуда немытая. Вместо того чтобы пойти помыть посуду, идет с женой разводиться», — резюмировал Димантс.

Цалите-Дулевска также отметила несоответствие между вменяемыми членами правления упущениями и наказанием:

«Мы видели немало случаев, когда звучали упреки в адрес руководителей госпредприятий — но много ли мы видели случаев, когда это кончалось увольнением правления? Действительно ли это были такие тяжкие проступки, чтобы закончиться таким результатом?..

Не может быть так, чтобы какая-то личная неспособность общаться, поговорить, стала преградой, чтобы совету требовалось искать новое правление».

Сам Ивар Белте считает решение несправедливым. Однако не берётся судить, есть ли в нём политический подтекст:

«Знаете, я не могу сказать, что я вижу в этом процессе какое-то особое политическое измерение. Особенно русский вопрос — я думаю, что нет! Все наши инициативы в 2018 году по отношению к Русскому вещанию, наверное, не кончились таким позитивным результатом со стороны NEPLP — но я бы, наверное, тут никаких вопросов не искал».

Оспаривать решение в суде Белте не собирается. Заключение Национального совета по электронным СМИ этого не позволяет.

Ранее решение NEPLP выразить недоверие Белте и Нестерову высказала и Латвийская ассоциация журналистов.

На будущей неделе дискуссия о решении NEPLP продолжится в Комиссии Сейма по правам человека и общественным делам.

Источник - rus.lsm.lv