Версия для печати
  11:03    20.2.2019

Убийство экс-прокурора: опекун получил 15 лет; о договорах содержания (1)

Убийство экс-прокурора: опекун получил 15 лет; о договорах содержания <span class="comment-count">(1)</span>
Приговор по громкому делу об убийстве экс-прокурора Бируты Лозе еще раз привлек внимание к такой вещи как "договор содержания" в отношении пожилых людей. В данном случае он, судя по всему, и стал спусковым механизмом преступления.
Экс-прокурор, дом в Марупе и опекун

Рижский районный суд в минувший понедельник вынес приговор по громкому делу об убийстве бывшего прокурора Бируты Лозе: Эдгар Кадикис получил 15 лет заключения.

В ходе процесса по этому делу стало известно: обвиняемый унаследовал дом в Марупе, а взамен обещал заботиться о Лозе до конца жизни. (Подробнее об этом см. на 2-й странице текста в главе "Что нужно знать о договоре содержания"). Однако женщина не была довольна опекуном и пыталась договор разорвать. Так возникли предпосылки для преступления.

На первом судебном заседании по этому делу Кадикис признал свою вину, однако подчеркнул, что убил пожилую женщину не из корыстных побуждений, когда его жертва находилась в беспомощном положении.

Когда в марте 2018 года пропала, а затем была найдена убитой, экс-прокурор Бирута Лозе, у многих поначалу возникли подозрения, что это как-то связано с её профессиональной деятельностью. Все-таки на прокуроров у многих зуб имеется, неужели старый "клиент" решил отомстить?

О деятельности Лозе в качестве прокурора известно немного, кроме того, что до выхода на пенсию она расследовала преступления тоталитарных режимов. В её ведении, к примеру, находилось дело экс-чекиста Ильи Машонкина, обвиняемого в геноциде. (В 2006 году суд признал его невменяемым, а через пару месяцев он скончался).

Информацию об исчезновении пожилой дамы (1937 г.р.) полиция получила 15 марта этого года. И вскоре, 11 апреля был задержан её знакомый - мужчина 1967 г.р., ранее не судимый. Через два дня нашли труп экс-прокурора с признаками насильственной смерти.

Тело было закопано в дюнной зоне Саулкрастского края. Физические повреждения, нанесенные Лозе, были несовместимы с жизнью, указало следствие. И почти сразу же было заявлено о корыстной составляющей этого преступления.

Как оказалось, пенсионерка отписала свой дом в Марупе некоему мужчине в обмен на содержание до конца жизни.

Однако договор, судя по всему, экс-прокурора разочаровал. Известно, что между ней и Кадикисом возникали конфликты, по поводу которых женщина даже жаловалась в полицию. Были и угрозы жизни.

Внук: "Она хотела прервать договор!"

Потерпевшим в рамках этого дела об убийстве был признан внук Лозе. Он подчеркивает, что конфликт бабушки и Кадикиса длился долго, она жаловалась даже на угрозы для жизни.

- Осенью бабушка сказала, что, ей кажется, он хочет помочь ей уйти. Я тогда её слова не воспринял серьезно, принимая в внимание возраст. Она несколько раз жаловалась в Олайнскую полицию. Он её обворовывал. Она хотела разорвать договор, но не могла избавиться, - цитирует слова внука погибшей Panorāma LTV.

Сам Кадикис, как уже сказано, вину в убийстве признал, однако не согласен с версией прокуратуры, что убийство произошло из корысти, а также в ситуации, когда жертва была беспомощной.

Промежуточный финиш

Во время судебных прений прокурор требовал для обвиняемого 20 лет лишения свободы и пробационный надзор на три года. Но суд определил ему несколько меньшее наказание. Впрочем приговор еще можно обжаловать в Рижском окружном суде. И, возможно, еще последует апелляционный суд.

От себя отметим: в данном конкретном случае договор содержания имел трагические последствия как для одной стороны, так и для другой.


Что нужно знать о договоре содержания

Гражданский закон позволяет заключить договор о содержании (uztura līgums), в рамках которого одна сторона передает другой в денежном или натуральном выражении какую-либо материальную ценность, в обмен на которую другая сторона обеспечивает ей содержание.

Обычно этим пользуются одинокие пенсионеры. Они договариваются, что кто-то о них позаботится, обеспечит уход, будет приносить продукты и медикамента в обмен, например, на недвижимость. Заключить такой договор можно в любом возрасте, с любым человеком, включая родственника.

Что стоит учесть: в договоре содержания чаще всего фиксируется сумма, в пределах которой обеспечивается содержание, но не определяется, что в него входит. Это, в свою очередь, может рано или поздно привести к конфликтам между сторонами.

Пожилые люди, заключая такой договор, часто надеются на внимание, эмоциональную поддержку от тех, кому отдали имущество, а когда не получают, очень обижаются.

Некоторые считают, что одариваемые должны их, например, развлекать. И, если эмоции в договоре не оговоришь, то, например, о том, как "подразумеваются также походы в театр", стоит оговорить заранее.

Ещё один важный момент: в отличие от договора дарения, который могут оспорить неоткланяемые наследники, в случае договора содержания такой возможности не существует. Поэтому человек, который намеревается отдать свое имущество в обмен на содержание постороннему человеку, стоит оценить свои отношения с членами семьи.

Возможно, отношения внезапно улучшатся, и родственники сами начнут проявлять заботу, однако из-за договора они будут лишены права наследования.

Если платой за услуги является недвижимость, где пенсионер продолжает жить, очеь важно включить в договор условия, что оказывающий услугу содержания без письменного согласия владельца не имеет права отчуждать, дарить, закладывать или иначе обременять недвижимость. Кроме того, если человек заключил договор содержания, то он не может претендовать на статус малоимущего лица даже в случае, если по другим признакам он соответствует этому статусу.

Что ещё важно: договор прекращается со смертью получающего содержание, а не со смертью того, кто его оказывает. Если скончался получатель имущества, его наследники обязаны продолжить содержание. Если же они не хотят, то придется отказаться от всего наследства.

Расторгнуть договор могут обе стороны, но решение в этом вопросе принимает суд.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"

Комментарии

  • Kler 1 Ноября 2018 01:17

    Принимая во внимание, что это не далеко не первый случай "случайной" смерти в ходе эмоционального конфликта, уже несколько лет назад нотариусы стали вносить в договор особые условия и заключать срочные договора. У знакомого был такой договор на дом в сельской местности, сроком на 5 лет и обязанностью выплачивать 200 евро ежемесячно, помимо обеспечения продуктами и прочим необходимым для жизни. Старые люди, заключая такие договора, надеются, что мужчины-опекуны будут ремонтировать дом, убирать участок, топить в холода и делать прочие хоз.работы. Другой знакомый так и обхозяйствовал дом одной старушки в том же Марупе по договору. После ее смерти, наследники с ним судились и суд присудил в их пользу часть земельного участка, оставив ему дом и небольшой участок вокруг дома. А в этом случае, у внука убитой есть реальный шанс признать договор недействительным из- за невыполнения условий второй стороной и вернуть дом, тем паче, что убийство не было случайным доказано сокрытие улик преступления.