Версия для печати
  21:17    16.8.2019

Как фрезеровщик судился с латвийской фирмой за немецкую зарплату (1)

Как фрезеровщик судился с латвийской фирмой за немецкую зарплату <span class="comment-count">(1)</span>
youtube.com
Речь пойдет о деле, где была применена традиционная для нас схема: латвийский работодатель за гроши нанял работника и отправил "в командировку" в Германию. Однако в данном случае фрезеровщик С. после увольнения решил посудиться со своим экс-работодателем - о зарплате и командировочных по немецким ставкам.

Сенат 19 июля рассмотрел это поучительнол дело. По понятным причинам, работодателю была именно выгодна латвийская ставка - 3 евро в час по договору с С.

Однако в суде пришли к выводу, что раз работник находится за границей, ему и считать зарплату должны были по немецкой ставке. А это уже совсем другие цены - 12,5 евро в час. И, хотя в данном деле победа работника пока спорная, его опытом могут воспользоваться другие латвийцы, оказавшиеся в подобной ситуации.


Далее мы расскажем об этом процессе подробнее.

Спор об увольнении: даже соцналог не выплачен

Как указано в материалах дела, фирма и работник заключили трудовой договор, согласно которому его приняли на работу фрезеровщиком-оператором на производстве в Риге с филиалом в Германии. В договоре была прописана и минимальная оплата - 3 евро в час за фактически отработанное время.

С 30 января 2012 года по 4 октября С. отработал в Германии, а 22 октября он получил распоряжение работодателя, составленное 18 октября, о разрыве трудовых отношений с 17 ноября 2012 года. Основание - 6-й пункт 101-й статьи Трудового закона. То есть, отсутствие у работника необходимых профессиональных умений для работы.

Но работник с этим не согласился с увольнением - 20 ноября 2012 года он подал иск в суд, в дальнейшем неоднократно его меняя и дополняя.

Сначала он требовал признать увольнение недействительным, восстановить его на работе и разорвать трудовые отношения уже по решению суда.

При этом работник просил выплатить ему:

* зарплату за январь 2012 года (60 евро),

* больничный (213,56 евро),

* командировочные (9788,45 евро),

* средний заработок за вынужденный простой (период с 17 ноября 2012 года по 13 января 2013 года),

* увольнительное пособие (932,63 евро),

* компенсацию за неиспользованный отпуск (940,37 евро),

* а также возложенную на работодателя обязанность заплатить социальный налог в сумме 6 743,74 евро.

Огрский суд 1 октября 2015 года иск полностью отклонил, взыскав с С. ещё и судебные издержки - 72 евро.

Но несколько позже Рижский окружной суд (РОС) уже нашел основания иск частично удовлетворить.

"Взыскать с работодателя среднюю зарплату"

Коллегия РОС признала увольнение недействительным, а трудовой договор разрываемым с 11 января 2013 года.

За время вынужденного простоя сотрудника с предприятия взыскали средний заработок - 462,49 евро, кроме того, компания должна покрыть судебные издержки - 292 евро и дополнительные расходы государства на 217,60 евро. В остальном иск был отклонен.

В этой части кассации не последовало, поэтому она вступила в силу.

Однако 30 декабря 2016 года Верховный суд отправил дело в отмененной части на пересмотр.

По какому тарифу считать?

Фризеровщик и его адвокат настаивали: работодатель задолжал то, что причитается подчиненному по немецкому законодательству. И сколько конкретно - компетентное учреждение из Германии пояснило письменно. В итоге сумма претензий С. выросла до 26 476,9 евро.

И не зря истец проявлял настойчивость: 15 октября 2018 года коллегия Рижского окружного суда постановила, что истцу нужно компенсировать:

- неоплаченные командировочные на сумму 9788,45 евро;

- зарплату в размере 5009,62 евро за время с февраля по сентябрь 2012 года, кроме того - 195,18 евро и 19,12 евро за отдельные дни;

- средний заработок в размере 2191,89 евро за время вынужденного простоя;

- неиспользованный отпуск - 1384, 80 евро;

- оплату больничного - 354,23 евро;

И со всего этого, разумеется, нужно удержать положенные налоги. Поэтому отдельное требование заплатить социальный налог за С. было отклонено. При этом с фирмы взыскали госпошлину (1092 евро), расходы на ведение дела (86 евро) и связанные с делом расходы (630 евро).

Общая сумма, взысканная в пользу С. - 18 943, 29 евро. И, пока фирма не заплатит, растут проценты - 6% в год.

Основанием стала 5-я часть 13-й статьи Трудового закона, которая гласит, что, если трудовые отношения связаны с другой страной, к ним применяются законы той страны (Текст этой статьи мы приводим далее - в главе "Что говорит Закон о труде").

Продолжение текста - о том, какая зарплата признается справедливой - читайте на 2-й странице.



Даешь справедливую немецкую зарплату!

Как мы уже отметили, уважаемые читатели, спор шел, в частности, закон какой страны применять. Ибо фризеровщик работал в Германии, но стороны не договорились об этом - это не было отражено в трудовом договоре.

Что по этому поводу говорит законодательство ЕС:

* согласно европейской регуле Nr. 593/2008, если стороны не сделали выбор в отношении применяемых правовых актах в договоре, его регламентируют правовые акты той страны, в которой работник ПОСТОЯННО выполняет работу.

* Однако ещё одна директива - Nr. 96/71/EK - определяет, что в случае отправку работника за границу, работодатель обязан платить минималку, согласно законам той страны, куда отправлен работник. Если в стране не определена минимальная зарплата, тогда нужно исходить из практики конкретной страны.

* Министерство юстиции и защиты прав потребителей Германии, в свою очередь, пояснило в этой связи, что, хотя работодатель и обязан платить работнику по конкретному договору, но закон запрещает наживаться на зарплате. Она не должна противоречить принципам справедливости, если наблюдается большая разница между выполненным и оплаченным. Несправедливым в Германии признается заработок, который не достигает 2/3 от обычного заработка в конкретной отрасли в конкретном регионе.

Согласно типовому договору в металлообрабатывающей промышленности в Нижней Саксонии в 2012 году работник получал 2016,89 евро в месяц, работая 37 часов в неделю. Согласно таким расценкам, почасовая оплата истца должна была достигать 12,57 евро (напомним, по договору ему полагалось всего 3 евро).

Юридические проблемы

Однако вернемся к судебному процессу в Латвии.

Суд указал, что С. не сумел доказать свою квалификацию для данной работы и то, что у него был 2-летний опыт. Так что эти расценки на него не могут распространяться полностью.

Но раз фирма все-таки заключила с ним трудовой договор, чтобы этот документ соответствовал понятиям немецкой справедливости, С. должен был получать не менее двух третей среднего по отрасли. То есть, 1344,59 евро в месяц или 9,09 евро в час.

Вот, собственно, из этого суд и исходил, когда рассчитывал заработок за конкретные дни, иногда - ночные смены, а также отпускные и больничные.

Но к исходу второго пересмотра в Сенате взысканная сумма уменьшилась. Повод оказался таким: как указал ответчик (работодатель), при пересмотре дела истец не дополнил иск, а полностью его изменил, а этого закон не допускает. Так что Сенат постановил взыскать в пользу истца только то, что он требовал изначально - командировочные и отпускные (на общую сумму 11 392,07 евро). В остальном прежний приговор решено отменить и отправить дело на новое рассмотрение в спорных частях. Там заодно решится и вопрос судебных издержек.

Для справки: что говорит Закон о труде

Стоит отметить, что различные международные нюансы в Трудовом законе регламентирует 3-й раздел. Процитируем 13-ю статью, которая упоминается в деле фрезеровщика (" Закон, применяемый к трудовому договору и трудовым правоотношениям").

(1) Работник и работодатель могут прийти к соглашению о применении законов, относящихся к трудовому договору и трудовым правоотношениям. Такой выбор не может лишать работника или ограничивать защиту, которая установлена повелительными или запретительными нормами закона, который был бы применим в соответствии с частью второй, третьей, четвертой или пятой настоящей статьи.

(2) Если работник и работодатель не выбрали применяемый закон, к трудовому договору и трудовым правоотношениям применяется закон Латвии, насколько частями третьей и четвертой настоящей статьи не установлено иное.

(3) Если работник и работодатель не выбрали применяемый закон и работник в соответствии с трудовым договором обычно выполняет свою работу в другом государстве, к трудовому договору и трудовым правоотношениям применяется закон другого государства.

(4) Если работник и работодатель не выбрали применяемый закон и работник в соответствии с трудовым договором свою работу не выполняет в одном и том же государстве, к трудовому договору и трудовым правоотношениям применяется закон о местонахождении того предприятия, в котором работник был принят на работу.

(5) Положения частей третьей и четвертой настоящей статьи не применяются, если из обстоятельств дела вытекает, что трудовой договор или трудовые правоотношения тесно связаны с другой страной. В таком случае применяется закон этого другого государства.

Николай Кудрявцев (Полностью текст публикуется в еженедельнике "Неделя сегодня").

Комментарии

  • чоткий 14 Августа 2019 13:11

    Работяга красава! Щеми их па-всякому )))