Версия для печати
  11:15    24.1.2019

"Дело Юрашса": вопрос о выдаче ненадолго отложен (дополнено) (3)

&quot;Дело Юрашса&quot;: вопрос о выдаче ненадолго отложен (дополнено) <span class="comment-count">(3)</span>
vesti.lv

Комиссия Сейма по мандатам, этике и заявлениям сегодня не приняла решение о выдаче для уголовного преследования депутата Юриса Юрашса (Новая консервативная партия) и продолжит дискуссии на следующей неделе.


На заседание комиссии пришли Юрашс и депутат Андрей Юдин ("Новое Единство"), который хочет ознакомиться с материалами дела. 

По мнению Юдина, соглашение на выдачу депутата не может быть дано, если есть факты, свидетельствующие, что запрос политически мотивирован. Юдин считает, что при принятии решения о согласии на уголовное преследование каждый депутат должен иметь возможность ознакомиться со всеми доступными документами.

Депутаты договорились разделить заседание на две части - открытую и закрытую. Закрытая часть началась сегодня и продолжится 29 января.

Председатель комиссии Янина Курсите-Пакуле сказала, что все депутаты смогут ознакомиться с теми же материалами дела, с которыми ознакомилась мандатная комиссия. Она добавила, что публичные высказывания Юрашса отличаются от информации, предоставленной комиссии.

Почему дело так и не закрыли

Этот процесс начался два года назад, когда свежеуволеный из Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB) Юрашс рассказал журналистам: ему предлагали взятку в размере миллиона евро, чтобы процесс экс-руководителя Latvijas Dzelzcels Угиса Магониса был переквалифицирован с дачи взятки на "торговлю влиянием".

Стоит отметить, что Юрашс, как минимум, уже дважды до этого сообщал о попытке подкупа его (см. подробее об этом в главе - "Штрахи к портрету экс-кнабовеца"). Прокуратура давать более подробные комментарии по делу о разглашении отказалась.

Но есть неофициальные версии, весьма похожие на правду. Формально главная причина для продолжения дела против Юрашса, возможно, такая: факт предложения взятки он сам включил в другие следственные материалы, поэтому в момент распространения эта информация была тайной, и Юрашс об этом знал.

Ну, а если говорить о неформальных причинах, то они очевидны: экс-кнабовец не раз уже говорил, что недоволен работой ряда ключевых фигур в правоохранительной сфере, и вообще - у него много информации на всех.

Что ж, уважаемые читатели, отметим философски: в мире взрослых на подобные заявления принято отвечать симметрично.

Юрашсу не нравится генпрокурор, шефа KNAB и глава ВС

Уже после своего избрания в Сейм Юрашс сделал ряд довольно жестких заявлений.

«Черной папки у меня нет, но сведения я накопил. Причем не слухов, а информации на достоверном уровне – кто есть кто, что у кого за пазухой и в карманах – признал Юрашс. – Речь не только об отдельных политиках, но и о спонсорах, группировках, людях, которые используют политику, чтобы получить и увеличить влияние. Это помогает понять, почему сейчас что-то происходит так, а не иначе," - заявил он в интервью Latvijas Avīze.

И вообще, по мнению экс-кнабовца, в Латвии слишком много служб безопасности, их функции часто перекрываются.

«На мой взгляд, Бюро по защите Сатверсме и Полицию безопасности можно объединить, – пояснил он. – Сейчас практически в каждом учреждении создана своя антикоррупционная контора. В МВД – бюро внутренней безопасности под надзором министра. Такое же в пограничной охране.

KNAB создавалось как специализированное центральное учреждение, которое борется с взяточничеством. Поэтому абсолютно лишнее – создавать параллельные структуры, которые расследуют только преступления в учреждении. Это разбазаривание финансовых ресурсов и кадров. Если бы половину из штата бюро МВД отправить в KNAB, результаты хуже не будут, компетенция будет объединена. В Министерстве финансов антикоррупционную «армию» СГД, ту часть, которая относится к расследованиям, оперативных работников тоже отдать KNAB – тоже концентрация сил в месте деятельности. Сейчас разные службы действуют каждая на свой лад, и у Госполиции тоже никто не отнял право на любой должности расследовать и преступления, связанные с взяточничеством.

Коррупция действительно считается одной из крупнейших угроз безопасности государства. Если говорить не о дорожном полицейском или стройинспекторе, а о взяточниках на высоком уровне – почему эти дела не должна расследовать сильная государственная служба безопасности? Такая модель работает в Эстонии. Польза в том, что учреждения не устраивают нездоровую конкуренцию, не интригуют, не прячут информацию, а общими силами профессионально делают свое дело.

Нас упрекают в том, что мы мостим дорогу в полицейское государство. Обычно об этом говорят люди, которые боятся усиления закона, активных расследований, которые хотели бы успешно продолжать разбазаривать деньги налогоплательщиков. В их интересах слабая полиция, неквалифицированное KNAB, другие службы, которые должны действовать и призывать нарушителей закона к ответственности».

Юрашс также заявил, что ряд ключевых фигур, которые должны работать над укреплением законности, этого не делают. Среди них он называл председателя Верховного суда Ивара Бычковича, генпрокурора Эрика Калнмейерса и шефа KNAB Екаба Страуме.

«Не буду отрицать, что они не соответствуют должностям, – заявил политик. – Заметны различные признаки обслуживания правящих партий. Чиновники потеряли дистанцию, которую человек на их должности должен держать от политики. У многих из названных вами людей приближается указанный законом срок полномочий, когда они должны будут покинуть пост. Ясно, что мы будем заинтересованы, чтобы на их место пришли более активные профессионалы».

Что дальше: Юрашсу грозит до 5 лет

Как мы уже писали, KNAB сначала начал, а потом закрыл дело о предложении взятки. Зато Полиция безопасности начала против Юрашса дело о разглашении. Однако летом 2017 года, когда Юрашс был ещё депутатом Рижской думы, прокуратура закрыла это дело за отсутствием состава преступления. Но этим все не закончилось.

Служба Госбезопасности (нынешнее название бывшей Полиции безопасности) не смирилась с этим и продолжила расследование в связи с разглашением Юрашса. И вот, вторая попытка увенчалась успехом: на днях дело было отправлено в прокуратуру, а генеральный прокурор Эрик Калнмейерс публично подтвердил: основания начать уголовное преследование против Юрашса есть.

Уголовный закон предусматривает за сознательное разглашение государственной тайны лишение свободы на срок до пяти лет, принудительные работы, денежный штраф с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет.

"Пусть все ознакомятся с материалами дела"

В свою очередь Юрашс и его коллеги по НКП во вторник созвали пресс-конференцию по поводу сложившейся ситуации. Юта Стрике заявила, что они готовы ознакомить всех депутатов Сейма с материалами уголовного процесса против Юрашса, чтобы те смогли принять осознанное решение.

Она отметила, что согласованного голосования между партнерами по коалиции не будет, однако все смогут ознакомиться с материалами дела. Г-жа Стрике также пояснила, что процесс был уже однажды закрыт, поэтому доступ к материалам имеется.

Сам Юрашс настаивает, что уголовный процесс против него был начат на основании лжи, "чтобы прикрыть бездействие KNAB".

Штрихи к портрету экс-кнабовеца

Напомним, Юрис Юрашс работал в KNAB с 2003 года, а отдел оперативных разработок возглавлял с 2005 года. В начале своей карьеры он считался одним из самым честных чиновников страны, дважды отказавшись от крупных взяток.

О чем идет речь: осенью 2005 года предприниматель-фармацевт Владимир Лабазников предложил Юрашсу 45 000 латов - за то, чтобы "дали жить спокойно". Это закончилось для Лабазникова арестом, судом и приговором.

А в январе 2006 года на г-на Юрашса вышел предприниматель, обвиняемый по уголовному делу о контрабанде - Валерий Васильев. За 50 тысяч латов он тоже просил оставить его в покое. Предприниматель нервничал - он знал судьбу Владимира Лабазникова. Но решил рискнуть, и тоже оказался задержан.

Защита Лабазникова оценивала ситуацию однозначно: человека напоили и спровоцировали. Он попросту не мог за себя отвечать в том состоянии, в котором находился. Записи, которые были воспроизведены на судебном заседании, подтверждают: он был в таком алкогольном опьянении, что не помнит, куда звонил и как приехал домой.

Однако как мы помним, уважаемые читатели, в 2006 году у KNABа был еще большой кредит доверия. Поэтому от подобных доводов в суде просто отмахнулись.

Что касается дела Васильева, то там даже судья в какой-то момент задалась вопросом, не было все это провокацией. Дело рассматривалось 10 лет (с 2007 года) и в итоге в 2017 году Рижский окружной суд приговорил Васильева к 3 годам и месяцу тюрьмы.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"

Комментарии

  • Лиха беда-начало 22 Января 2019 19:12

    Кажись один, наконец, довыступался! Еще б соратницу и сподвижницу отправить следом, и воздух стал бы почище. Не зря они в сейм лезли, чтобы иметь возможность быть опять вне закона. Остается надеяться, что дело будет отправлено в суд и получит по заслугам , если не за все свои делишки, то хоть за какое-то одно.

  • чоткий 23 Января 2019 12:41

    Юраш красава шатай их всех!!!

  • Carlito 24 Января 2019 20:27

    Казалось причем тут Андрюха Юдин!!?