Версия для печати
  10:10    16.11.2017

Дело Parex banka: надеются взыскать 230 млн евро с бывших владельцев (1)

Дело Parex banka: надеются взыскать 230 млн евро с бывших владельцев <span class="comment-count">(1)</span>
vesti.lv
В этом году заканчивается "операция по спасению" Parex bankа, начатая в 2009 году. Итог на сегодня: бюджетных 678 млн. евро вернуть не удалось. Фоном к этому идут очень высокие зарплаты "спасателей" и подозрительные офшорные продажи имущества.
Как говорится, всем спасибо, все свободны. Созданное на обломках Parex banka в 2012 году предприятие по управлению проблемными активами Reverta до конца года перейдет в ведение нового дочернего предприятия АП. Вопросы об эффективности работы этого предприятия и подозрительных инструментах (таких, как офшоры), похоже, так и останутся за скобками. 

А теперь, уважаемые читатели, расскажем обо всем этом подробнее.

Про убытки и зарплаты

Из общей суммы государственной поддержки бывшему Parex banka в размере 1,7 млрд. евро пока не возвращено 678 млн. евро, сообщил в нынешний вторник на заседании комиссии сейма по публичным расходам и ревизии руководитель Агентства приватизации Владимир Логинов.

"Пока" в данном случае оптимизма не добавляет, так как сам же Логинов прогнозирует: удастся вернуть еще несколько десятков млн. евро, не больше. Правда, еще идут суды против бывших владельцев банка — с них не теряют надежды взыскать 230 млн. евро. Но прогнозировать результаты этих судов, скажем мягко, сложно.

Что будет дальше? Reverta до конца года должна перейти в ведение нового дочернего предприятия Агентства приватизации (АП). Эта "дочка" АП и продолжит работу с активами Reverta, чтобы предприятие можно было бы ликвидировать окончательно.

"Есть судебные тяжбы против Reverta, которые не позволяют его ликвидировать, а есть дела, по которым Reverta является истцом, и дочернее предприятие АП переймет эти дела", — пояснил Логинов.

С прошлого года в Reverta готовились к ликвидации: паковали вещи, увольняли сотрудников. Деятельность компании убыточная. В первом квартале нынешнего года они составили 5,711 млн. евро — на 17,3% больше, чем в первом квартале 2016 года. В первом полугодии убытки составили уже 11,997 млн. евро.

Аудированные убытки Reverta в 2016 году составили 45,93 млн. евро — на 0,8% больше, чем в 2015 году.

Однако руководство Reverta, как у нас принято, получало очень хорошие зарплаты. Так, за первые 6 месяцев нынешнего года в качестве жалования председатель правления компании Солвита Деглава получила 251 500 евро. В прошлом году ее заработки составили "только" 230 000 евро.

29 июня стало последним рабочим днем Деглавы в Reverta. Получается, что в среднем она зарабатывала 42 000 евро в месяц. Хотя в прошлом году в среднем получала 19 000 евро в месяц.

Портал Pietiek по этому поводу иронизирует: пока не удалось выяснить, за какие заслуги покидающую должность чиновницу так высоко оценили. Ведь из–за ощутимой прибавки она оказалась в первой пятерке самых высокооплачиваемых латвийских должностных лиц. Она смогла также сделать солидные накопления за время своей работы — 554 930 евро.

Если разделить заработанные чистыми 472 000 евро на 6 лет и 5 месяцев, получится, что Деглава тратила 6129 евро в месяц, или 200 евро каждый день.


Зачем государственной компании офшор?

Осенью 2008 года бывший тогда вторым крупнейшим латвийским банком Parex banka обратился к правительству за помощью, чтобы избежать финансовых проблем из–за мирового финансового кризиса. Правительство решило поддержать Parex banka и переняло его за два лата... Потом мы спасали банк всей страной, а потом "хорошую часть" Parex банк Citadele очень дешево продали, но в этом, как водится, тоже никто не виноват. Поскольку, уважаемые читатели, эта история недавняя и писалась на наших глазах — не будем ее напоминать. 

И вот скоро будет перевернута еще одна страница — страница компании Reverta, которой достались все проблемные активы банка. Проще говоря, долги. Компания перенимала у должников недвижимость, продавала ее, возвращала деньги в бюджет. На пике у Reverta было более полутора тысяч объектов. Для управления этой недвижимостью открывали дочерние компании: когда здание продавали, "дочку" закрывали. В разные годы у Reverta имелось разное число дочерних предприятий. Но есть в этом списке две подозрительные фирмы: офшор на Британских Виргинских островах и, назовем его так, полуофшор на Кипре.

Что это за компании? Как сообщили журналистам программы "Личное дело", кипрская компания Regalite Holdings Limited досталась Reverta в наследство от Parex. А вот офшор на Британских Виргинских островах — Carnella Maritime Corp. — Reverta открыла сама для конкретной цели: перенять, а потом продать судно–сухогруз.

"Во время одного судебного процесса нам надо было перенять корабль как объект залога. Юрисдикцию выбрали, принятую в судоходстве, чтобы как можно скорее и безопаснее обеспечить регистрацию и продажу. Мы продали корабль за несколько месяцев, деньги были получены и перечислены в госкассу. Сейчас предприятие готовится к ликвидации", — рассказала тогда президент Reverta Солвита Деглава.

"Если мы говорим про офшоры, у этих предприятий крайне сложно проследить, откуда идут деньги, легальные ли они? И второй вопрос: уплачены ли все налоги, которые должно было получить государство? В этом случае все сложнее — это все делает государственное общество капитала, от которого требуют еще большей прозрачности. У любого жителя есть право знать, что в этом портфеле собственности", — удивился по поводу этой сделки Янис Волберт, директор Общества за открытость Delna.

На вопрос, почему судно не оформили в Латвии, в Reverta ответили: в нашей стране сложный процесс регистрации. Сухогруз продали три года назад. Но офшор не закрыли. Почему? Оставили на случай, если вдруг придется перенимать еще какое–нибудь судно.

Вот так.

О взыскании 230 млн. евро с бывших владельцев

Часть продолжающихся судебных процессов Reverta связана с бывшими владельцами Parex banka.

Как уже сказано, с Каргина и Красовицкого государство надеется еще получить 230 миллионов евро.

Один из исков рассматривался в суде Видземского предместья Риги.

Истцы (АП и Reverta) просили возместить убытки на 99,5 млн. латов (141,6 млн. евро). В чем его суть? По мнению подателей иска, экс–владельцы банка были, мягко говоря, не откровенны при передаче дел — отнюдь не вся информация о реальном положении в Parex banka попала в отчеты. При этом обещания и гарантии оказались несоответствующими действительности — ситуация излагалась весьма вольно и радужно.

Представители Reverta указывают: банкиры должны были сообщить в балансе банка фактические потери, которые по состоянию на 31 октября 2008 года составляли почти 82 млн. латов. Однако этого сделано не было. Поэтому они и требуют взыскать эти самые 82 миллиона латов (117,7 млн. евро) с Каргина и Красовицкого плюс убытки непосредственно Агентства приватизации — 12 млн. латов (17,07 млн. евро) и штрафные санкции в 4,5 млн. латов (6,4 млн. евро).

Представители ответчиков иск не признают: решение о полном перенятии Parex banka было политическим, принятым под давлением извне, а сам иск строится на сомнительных документах. Как мы поняли, в данном случае представители ответчика апеллируют к фактору давления на латвийское правительство, которое внезапно изменило свое мнение. И вместо половины акций потребовало все 100 процентов. Судя по всему, ситуация тогда осложнилась не без вмешательства лобби шведских банков.

— Сам суд напоминает ситуацию, когда новый владелец магазина устанавливает в заведении новые цены и требует разницу от старого владельца, — прокомментировал иск адвокат ответчиков Угис Грубе.

Представитель Reverta Агрис Битанс на этот довод ответил так:

— Если новый владелец видит, что прежний хозяин выставлял товар в продажу по цене ниже себестоимости, то есть все основания обращаться к нему с претензией.

Суд по этому иску еще не завершен.


Промежуточный финиш

Как мы с вами понимаем, уважаемый читатель, после ликвидации Reverta и суды, и оплата услуг дорогостоящих юристов будут продолжаться. За госсчет. 


Как экс–владельцы проиграли суд о возвращении Parex banka

Минувшим летом Верховный суд отказался принимать кассационную жалобу по делу о признании недействительным договора, на основании которого государство в ноябре 2008 года за два лата купило принадлежащие акции банка Parex. Таким образом, вердикт вступил в силу.

Год назад Верховный суд полностью отклонил иск против минфина, Reverta (бывший Parex–banka), учреждения финансового развития Altum, Агентства приватизации.

Ранее Рижский окружной суд также признал аргументы ответчиков более убедительными и отклонил иск. Более того, решение суда первой инстанции еще раз подтвердило: искать справедливости через суд — дело у нас отнюдь не дешевое. По решению суда проигравшие истцы должны возместить ответчикам 21 882 евро на адвокатов.

Адвокат истцов Угис Грубе объяснял суть дела следующим образом. В 2008 году в мире бушевал обширный финансовый кризис. Многие страны оказывали поддержку своим банкам. Однако латвийские чиновники жили в уверенности, что глобальный кризис нас не затронет. В Латвии не было законодательной базы, которая позволила бы спасти банк без его перенятия.

Parex banka попросил помощи у государства, как это сделали сотни банков по всему миру, подчеркивает Грубе. Однако для решения его проблем в Латвии ничего не было готово. Все понимали, что крах Parex banka подорвет латвийскую финансовую систему. Но у государства не было механизмов, чтобы этого не допустить. В результате была создана видимость добровольной передачи банка.

На самом деле, считает Грубе, перенятие банка должно было состояться на основе закона о перенятии банков. Однако он был принят уже после решения вопроса с Parex banka.

 

Николай Кудрявцев, "Сегодня"

Комментарии

  • Латыш 17 Ноября 2017 21:40

    Всё в порядке, нас как всегда имеют наши слуги...