Версия для печати
  8:22    1.2.2017

Рабство в Елгаве: местные жители говорят, что жаловаться было бесполезно (дополнено)

Рабство в Елгаве: местные жители говорят, что жаловаться было бесполезно (дополнено)
Госполиция
Постепенно выясняются жуткие подробности "дела рабовладельцев из–под Елгавы". Группа преступников три года силой удерживала пожилых людей. Жертв избивали, спаивали, чтобы отбирать их скромные доходы. Один из таких "рабов" сообщил журналистам, что совсем недавно его били табуреткой по голове.

Почему же группа действовала так долго? Ведь три года — это достаточно долго. Стражи порядка не знали или не хотели знать? (Подробнее о том, как людей обирали, см. в главе "Как "рабов" загоняли в долги").

"Это мрачно! На сегодняшний день нет служб и организаций, заинтересованных в оказании помощи или хотя бы какой–то поддержке людям, оказавшимся в сложных условиях. А скатиться туда проще простого. Спаивать и обирать людей — можно получать еще и пособие на малоимущих и домашний уход за ними. Ничего личного — просто бизнес! Как же низко! Куда смотрели соцслужбы?" — возмущаются люди в Сети. 


"Ничего нельзя сделать"

Местные жители знали о происходящем. В одном из зданий, где держали людей, раньше находился детский сад. С начала 1990–х годов помещения его заброшены: полуразрушенные, замусоренные, без окон.

В одной из пристроек журналисты "Латвийского радио" встретили мужчину — он говорить отказался, заявил, что о полицейском расследовании ничего не знает. Беседовать жители окрестных домов в основном не хотят — видно, что боятся. Исключением стал Ренарс.

"Я достаточно много знаю. Мой отец умер из–за этой самой крутки", — рассказал он. Ренарс добавил, что банда ездила и в Елгаву.

"Напоят, с утра опять везут алкоголь. Это им стоит 20–25 евро. Дают взаймы, пока есть пенсия, и в день пенсии все забирают", — пояснил мужчина.

Ренарс отметил, что трое даже заявления писали в полицию. Но "ничего нельзя сделать. Следователь ему [кому–то из банды] двоюродный брат. Три раза задерживали. Были свидетели со всеми доказательствами. Теперь пострадавшие ушли в Ригу, и рижане приехали и забрали", — добавил он.

Начальник Управления криминальной полиции Земгальского региона Юрис Сталгевицс это утверждение отрицает. Дело начали на месте, но в Ливберзе существовала нелегальная торговля алкоголем.

Родство полицейских с задержанными проверят, но пока такой информации нет.



Соцслужбы знали, но жалоб не получали

Дом в Ливберзской волости Елгавского края, где держали взаперти одиноких людей, уже несколько лет входил в поле зрения муниципальных служб, но жители дома не жаловались на условия жизни и отказывались от помощи, рассказала руководитель по общественным отношениям самоуправления Даце Канепоне.

По словам Канепоне, бесхозная недвижимость была замечена еще в 2012 году, и там побывал социальный работник, чтобы оценить условия жизни клиента, подавшего заявку на статус нуждающегося.

В течение четырех лет в доме жило до пяти человек. Полиция самоуправления знала о "точке", и дело уже как минимум два года находится в оперативной разработке госполиции. 

Полицейские обследовали данное место в сотрудничестве с работниками социальной службы до четырех раз в год. Судя по документам, часть обитателей были жителями Елгавы.

Им предлагалась помощь, например, проживание в пансионате, но она всегда отклонялась. Люди часто бывали пьяными или в состоянии похмелья, дом — грязным, но отапливаемым.

"Нельзя силой поместить людей, которые сами отказываются от любой социальной помощи, ни в приют, ни в пансионат", — заявила Канепоне.

Начальник полиции самоуправления Елгавы Харальд Даугинович отказался комментировать происходящее, заявив лишь, что в сходных условиях в Латвии живут целые семьи.

От себя добавим: крайняя бедность и социальная запущенность наших нищих пенсионеров — эти вопросы полицейские действительно не могут решить. Они лишь борются с последствиями этого.

Промежуточный финиш

Жители Ливберзе не скрывают, что оставшиеся на свободе члены группировки продолжают грабить и бить одиноких людей. Полиция обещает проверить эту информацию.

Как "рабов" загоняли в долги

Сотрудники госполиции задержали в Елгавском крае семерых лиц, подозреваемых в похищении одиноких пожилых людей. По словам начальника Земгальского регионального управления полиции Юриса Стальгевицса, он впервые за свою 20–летнюю карьеру столкнулся с подобным делом.

Банда подозревается в вымогательстве, удержании людей в заточении, нелегальном использовании чужих кредитных карточек и прочих тяжких преступлениях.

Летом прошлого года в полицию поступило заявление о том, что у некоего жителя Елгавы вымогают деньги. В рамках начатого уголовного процесса полиция провела ряд обысков, конфисковав более 40 чужих паспортов, 14 банковских карточек и удостоверений инвалидов.

Установлено, что житель Елгавского края 1958 г. р. организовал группу, в которую входили три женщины и четверо мужчин. Банда занималась вымогательствами, нелегальным оборотом алкоголя, а также удерживала в заточении людей. Главарь банды официально нигде не работал, но разъезжал на дорогом внедорожнике.

Схема была проста: нелегальными алкоголем и сигаретами снабжали пожилых одиноких жителей. Затем, когда они набирали спиртное и табачные изделия в долг и не могли расплатиться, их лишали паспортов и карточек. Также стариков лишали свободы и содержали в двух домах, где регулярно избивали кастетами и палками, кормили некачественными продуктами и физически эксплуатировали. Четверо потерпевших были фактически рабами.

Пенсионеров содержали в жутких условиях. В помещениях были блохи и тараканы, кроме того, пленников спаивали. Тех, кто пытался бежать, всегда ловили и отправляли обратно.

В рамках дела потерпевшими признаны 16 лиц, всего в деле 56 эпизодов. Банда занималась рабством около трех лет.


О "крёстном отце" с границы

В латвийской судебной практике уже имеется похожее дело о "рабовладельце". Сначала информация о нем звучала так: в Лиепнской волости местный авторитет, который держит в своей усадьбе рабов (в железных клетках), убил одного из неугодных подручных — 20–летнего рижанина.

По подозрению в убийстве сначала были задержаны трое: это житель Малупе Шолкс (ныне покойный), Мартиньш Озолс и Интарс Грислис.

Разбираться, что же произошло в приграничной Лиепне, мешает удаленность, а также малочисленность местных жителей. Сейчас уже трудно понять, действительно ли Грислис держал в страхе всю округу, или, наоборот, стал жертвой оговора завистников, которым не нравился размах его жизни (огромный особняк, на первом этаже которого отведено место под бассейн и спортзал, автомобили, а также множество наемных рабочих в его усадьбе). 

Сам обвиняемый Грислис настаивает именно на втором варианте. С учетом указанных нюансов приведем две версии — официальную и не очень. На истинности второй, понятно, настаивать не приходится.

Итак, что известно официально. В сентябре 2010 года сотрудники Видземской полиции объявили: преследуя опасных преступников, они обнаружили огромный склад оружия и боеприпасов. В рамках дела был объявлен в розыск местный житель Интарс Грислис. Как выяснилось, это в его доме было обнаружено 8 карабинов, 5 ружей, 3 пулемета, 4 автомата, 6 револьверов и деталей к ним, 2267 патронов, 700 патронов к пулемету, 8 гранат и 200 граммов тротила.

Неофициально же имела хождение такая версия: на Грислиса полиция вышла во время расследования дела о поджоге передвижного магазина в Гулбене. При разбирательстве с пожаром оперативники получили информацию и об убийстве. Был обнаружен труп с огнестрельным ранением, закопанный в лесу.

Это и был 20–летний рижанин Хенрийс Штраухманис. В июне 2010 года он пропал и был объявлен в розыск. Месяц спустя был убит.

Пока шли разбирательства и обыски в доме Грислиса, он просто сбежал. Но вскоре был задержан.

Пока самым загадочным моментом этого дела является история с рабами. Как сообщил ТВ5, "крестный отец" выкупал паспорта своих будущих работников, заложенные ими на алкоточках. Дальше их ждала работа за еду и в случае проступков и нарушений — железная клетка площадью метр на метр, куда их сажали после избиений на хлеб и воду.

Зачем хозяину были нужны эти рабы? Сфера его интересов была обширна. Во–первых, они трудились на стройках, в том числе помогали хозяину с улучшением качества жилья. Во–вторых, поскольку волость граничит с Россией, активно занимались контрабандой: пронос сигарет, провоз топлива. В–третьих, они искали для хозяина гранаты в лесу, чтобы выплавлять из них тротил. Корпуса сдавались на лом или продавались как сувениры.

По неофициальным данным, местные власти и жители знали о том, что происходит на территории этого хозяйства. Но они были настолько запуганы, что отказались участвовать даже в обысках и других следственных действиях.

Сейчас можно сказать, что, судя по всему, история с "рабством" все же преувеличение. Никому из задержанных ничего подобного вменить не удалось.

Супруга задержанного Лига в разговоре с журналистами Degpunkta категорично заявила:

— В рабстве тут никого не держали. Здесь работали люди, которым некуда было идти, у которых не было семьи. Они здесь постоянно находились. Задержанные вместе с мужем Шолкс и Озолс были такими работниками. Они строили дом, ремонтировали машины. Но кормить их кормили, паспорта не отнимали. Про деньги, правда, не знаю, это муж улаживал. Но на цепи и в клетках точно никого не держали.

Вот только арсенал, который нашли полицейские за время 8 обысков, действительно стал сюрпризом для Лиги. Но она говорит:

— Ему нравилось ходить по лесу, собирать всякие военные вещицы. Мне это не очень нравилось — но что я могла сказать?

Суд первой инстанции признал Озолса и Грислиса виновными в убийстве Штраухманиса. Мартиньш Озолс, признавший свою вину в убийстве, должен был провести в тюрьме 16 лет за смерть Штраухманиса и порчу чужого имущества. Грислиса суд приговорил к 19 годам тюрьмы с конфискацией имущества.

Помимо убийства Интару Грислису вменяли также незаконное хранение оружия. Он, кстати, признал себя виновным только по последней статье. Правда, он подал апелляцию.

Николай Кудрявцев, "Вести сегодня"