28 Марта 2024 20:26
Новости
  9:40    9.11.2015

Продажа Citadele: самая низкая цена и монтированная запись; прокуратура нарушений не видит (1)

Продажа Citadele: самая низкая цена и монтированная запись; прокуратура нарушений не видит <span class="comment-count">(1)</span>
kasjauns.lv
Прокуратура не видит оснований для возбуждения уголовного процесса в связи с событиями, произошедшими на закрытом заседании правительства, когда Кабмин принял решение оставить в качестве единственного претендента на покупку акций банка Citadele американского фонда Ripplewood. Действия премьер-министра Лаймдоты Страуюмы рассматриваются как формальное нарушение, однако наказывать её за это никто не будет, передаёт в воскресенье, 8 ноября, программа LTV de facto.

Заявление в прокуратуру с просьбой провести проверку заседания, состоявшегося 29 июля 2014 года написал руководитель парламентской следственной комиссии Гунар Кутрис («От сердца – Латвии»).

На тот момент круг потенциальных покупателей сузился до трёх игроков — это были принадлежащая владельцу Latvijas Balzams группа SPI, Norvik banka Григория Гусельникова и основанный Тимом Коллинзом Ripplewood. К тому времени американцы уже намекнули, что хотели бы вести с правительством эксклюзивные переговоры.

«Была такая точка зрения, что американцы вот-вот обидятся и покинут процесс. На мой взгляд, это была игра на нервах. Один из покупателей посредством такого шантажа добился для себя эксклюзивного статуса. Тогда о цене не могло идти речи», - говорит ответственный за продажу Citadele Вячеслав Домбровскис, занимавший в то время пост министра экономики.


Он внёс в правительство предложение продолжить переговоры со всеми тремя претендентами, в чём некоторые связанные с продажей банка лица усмотрели поддержку Шефлера.

Премьер Страуюма добровольно отстранилась от принятия решения, поскольку её сын работал на одного из потенциальных покупателей - Norvik banka. По просьбе премьер-министра рассмотрением дела занялся её однопартиец, министр иностранных дел Эдгар Ринкевич.

В связи с отъездом и по ряду других причин в принятии решения не участвовали и другие члены Кабинета министров. Состоялось голосование. В недоступном публично протоколе заседания, зафиксировано, что четверо проголосовали «за» и ещё четверо – воздержались. Предложение Миниэкономики продолжить переговоры со всеми тремя кандидатами не было поддержано.

Объявили 15-минутный перерыв, после чего заседание продолжилось. Чтобы избежать несанкционированной утечки информации, многих присутствующих заставили выйти. За редким исключением остались в зале только обладатели министерских портфелей. Наконец, спустя ещё 10 минут они договорились.

Трое министров – экс-министр финансов Андрис Вилкс («Единство»), министр внутренних дел Рихард Козловскис («Единство»), министр земледелия Янис Дуклавс (СЗК) – ранее поддерживавших предложение Домбровского, согласились продолжить переговоры с одним ретендентом – Ripplewood, при том, что предложенная им цена была самой низкой.

В перерыве Дуклавс кому-то звонил. На вопрос de facto кому именно, он ответил, что не помнит: «Да я много с кем говорить мог. Что я, помню конкретно? Почему вы не спросите, с кем я говорил вчера?» При этом министр подчёркивает, что тот звонок никак не был связан с продажей Citadele. Решение в пользу американской компании он поддержал в силу того, что они обещали кредитовать крестьян.

«Информация была дополнена. Поэтому кабинет склонился в пользу конечного результата», объяснил причину изменения своего мнения министр Козловскис.

В пользу Ripplewood чашу весов склонили учреждения безопасности, банковские надзиратели и геополитическая обстановка. Поступил сигнал, что предложивший самую высокую цену Norvik banka может не собрать обещанную сумму. Министры также приняли во внимание готовность второго акционера – Европейского банка реконструкции и развития – сотрудничать с Ripplewood.

У парламентской следственной комиссии появились подозрения о возможных манипуляциях с аудиозаписью заседания – в некоторых её местах заметны следы монтажа. А на 28-й минуте второго часа — сразу после того, как были озвучены результаты голосования по предложению Минэкономики: «за» четверо, «воздержались» трое. Решение принято — запись заканчивается.

Однако такое завершение отличается от задокументированного в появившемся позже письменном протоколе. Один из присутстовавших на заседании людей пояснил de facto, что руководитель заседания Эдгар Ринкевич не оформил свою позицию, определившись лишь во время перерыва. После возобновления заседания собравшиеся вновь обсуждают вопрос Citadele.

Один из ответственных сотрудников Госканцелярии пояснил прокуратуре, что ситуация с Citadele была уникальной и нетипичной, поскольку обычно перерывы не объявляют на середине обсуждения вопроса. После перерыва началась новая запись, кусок которой он потом присоединил к первой. Стёрты оказались несколько секунд – момент объявления паузы.

Чтобы выяснить, насколько долгим был отсутствующий в записи фрагмент, прокуратура изучила видеозаписи из соседнего зала, на которой видно, как участники заседания заходят и выходят из помещения, в котором обсуждали продажу Citadele. По расчётам, на записи не хватает неполных две минуты. На взгляд прокуратуры, это мелочь – возможно, это время потребовалось присутствующим для того, чтобы занять места в зале.

Прокурор Илга Паэгле не видит повода для начала уголовного процесса ни в аудиомонтаже, ни в записи протокола. В действиях дремьер-министра усмотрено лишь формальное нарушение – она не в письменной, а в устной фоме проинформировала канцелярию, почему не голосовала на заседании 29 июля.

 

Государство в сделке с Parex banka потеряло до 700 миллионов евро

Между тем, по расчетам парламентской комиссии по расследованию продажи банка Citadele, государство в результате сделки по перенятию Parex banka останется "в минусах" и не вернет себе 500-700 млн евро.

Комиссия приходит к выводу, что государство лишь частично вернет средства, вложенные в ходе реструктуризации Parex banka. В проекте окончательного заключения комиссии говорится, что утраченная сумма составит 500-700 млн евро.

Со своей стороны председатель правления Агентства приватизации Владимир Логинов считает, что убытки государства от сделки составят 500-600 млн евро.

"Да, государство остается в минусах. Но ситуацию нужно рассматривать шире", - заявил он, пояснив, что, по расчетам Банка Латвии, если бы в 2008 году банк закрылся, ущерб составил бы 3 млрд латов (4,27 млрд евро).

Он добавил, что в случае закрытия Parex banka многие муниципальные и государственные учреждения потеряли бы деньги, которые лежали в банке на счетах.

Логинов предлагает также вспомнить контекст, в котором было принято решение о перенятии банка - не для получения прибыли, а для стабилизации финансовой системы, и эта цель достигнута.

"Мы можем обсуждать, сколько стоило достижение этой цели. Не исключено, что можно было обойтись меньшей суммой, но, может быть, и нет", - сказал Логинов.

В 2010 году Parex bankа был разделен на два кредитных учреждения. "Хорошие" активы перешли к банку Citadele, а для управления проблемными активами была создана компания Reverta. Reverta с августа 2010 года по июнь 2015-го вернула 625,5 млн евро, а государство получило от "Reverta" в виде разных платежей 569 млн евро.

Источник - LSM.lv

Оставить комментарий

Комментарии

  • Amoralez 9 Ноября 2015 12:52

    "Nothing special" $))))

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии