Версия для печати
  9:07    31.1.2017

Портные, продавцы, парикмахеры: как работают латвийские заключенные

Портные, продавцы, парикмахеры: как работают латвийские заключенные
В Латвийских тюрьмах трудоустроен каждый пятый заключенный. Им предлагают вакансии в нескольких сферах — можно шить, работать в тюремном магазине или парикмахерской, разносить бельё и выполнять другую работу. Многим профессиям обучают прямо на месте, сообщает Латвийское радио-4.
Сергейсу исполнилось 38 лет — как раз в тот день, когда журналисты побывали в Брасской тюрьме. Мужчина с темными волосами и голубыми глазами казался немного взволнованным, а позже признался: он был удивлен, когда сказали, что у него хотят взять интервью. Журналисты гости здесь нечастые.

Сергейс трудится сразу на двух работах: он одновременно и парикмахер, и работник тюремного магазина. Работать пошел, потому что хотел быть постоянно чем-то занят. Но были и другие причины.

«Время очень быстро летит. Иногда я даже не чувствую, что нахожусь в заключении. Я, между прочим, работаю на двух работах. Так что дни летят. Постоянно», — рассказал он. 

Тюремная жизнь для другого заключенного — Людвига — дело привычное. В этом году ему исполнится 60, и в местах заключения он бывал уже с 1980-ых. Уже в то время Людвиг трудился в тюрьме портным: шили спортивные штаны. Он с гордостью в голосе и задором в глазах вспоминает, как с коллегами выдавали двойную норму за смену:

«Я вот, что вам скажу... когда к нам приходили девочки из Огрского предприятия, они смотрели на нас и удивлялись: у нас от огромной скорости работы аж иглы посинели. Они говорили: да разве так вообще можно?» — поделился мужчина.

В 2016/17 учебный год профессию в тюрьме получили около 600 заключенных. Труд является неотъемлемой частью ресоциализации, в этом году в рамках проектов еврофондов уже запланировали ряд мероприятий.

В Брасской тюрьме, например, хотят привлечь карьерных консультантов из службы занятости — чтобы помогать заключенным с выбором профессии, указала начальник Отдела ресоциализации Управления мест заключения Светлана Трубачева.

«В первую очередь, мы хотим поменять подход к отбору тех людей, которые будут учиться профессиям. Нашим осужденным будет предоставлена возможность получить эту карьерную консультацию, и карьерный консультант поможет определиться, в первую очередь, с тем, какая из предлагаемых профессий для него наиболее подходит»,

— пояснила Трубачева.

В настоящий момент «на Брасе» заключенные могут выбрать профессию специалиста по отделочным работам и портного. А уже с сентября у них будет возможность обучиться на электромонтера. Профессию портного — востребованную в Брасской тюрьме — в данный момент получают 22 человека.

В просторном и хорошо освященном помещении без окон расположен цех по пошиву спецодежды, военной формы и других элементов военной экипировки. Причем шьют не только для Латвийских вооруженных сил, но и на экспорт, для военных других государств, рассказал член правления предприятия SRC Brasa Кристианс Бредерманис.

«Мы экспортируем продукцию в более чем 15 стран: это Балтийские страны, Скандинавские страны, Германия и такие экзотические страны, как Арабские Эмираты, Мексика», — указал он.

На предприятии Бредерманиса трудятся около 200 заключенных, включая тех, кто свой срок отсиживает в Ильгюцемской тюрьме. Производство есть и «на воле», но в тюрьме производят около половины всей продукции. На экспорт идет более 50%.

В целом, заключенные зарабатывают по-разному. У кого-то выходит 200 евро в месяц, а у кого-то 100. Занятость — как полный, так и неполный рабочий день. Основное отличие от тех, кто находится на воле — «минималка» в тюрьме закрытого типа в два раза ниже. Объяснение тому — ресоциализация.

Считается, что целью работы в тюрьме является не получение дохода, а сохранение социально-трудовых навыков.

Заработанные деньги заключенные могут использовать, например, чтобы расплатиться по гражданскому иску, или чтобы отложить деньги в так называемый «фонд освобождения».

Источник - lsm.lv