Версия для печати
  10:09    5.8.2018

Польза европейской страховки EVAK: «Меня прооперировали бесплатно!»

Польза европейской страховки EVAK: «Меня прооперировали бесплатно!»
Лето – пора отпусков, когда особенно актуальной становится европейская карта страхования здоровья (EVAK). Жители Латвии, как граждане, так и неграждане, оформив такую карту, за границей могут получать определенный набор медицинских услуг. Минздрав предупреждает: «Прежде чем отправиться в Европу, оформляй EVAK или проиграешь!» Но понять, как на самом деле это работает, можно лишь на опыте – лучше не на своем, а на чужом.
Ниже - рассказ "МК-Латвии" об этом.

А вместо сердца пламенный мотор

Моника Лемесе человек серьезный и осмотрительный. И должность у нее соответственная – она чиновник в государственном учреждении. Но в свободное от работы время друзья знают совсем другую Монику – заядлую спортсменку, лихую гонщицу, постоянно испытывающую себя на прочность. 

В юности Моника профессионально занималась бегом. Уже в школе получила разряд мастера спорта и состояла в составе сборной Латвии. Потом пошла взрослая жизнь, работа, ребенок, спорт отошел на задний план. А после тридцати, увидев в магазине горный велосипед, загорелась: «Хочу!» Сказано – сделано! Всего через два месяца тренировок Моника была уже в шестерке лучших велогонщиц Латвии.

На одном из спортивных слетов судьба преподнесла сюрприз – знакомство с молодым человеком, которое впоследствии перешло в нечто большее. В это время Моника уже была многократной чемпионкой Латвии по MTB (горный велосипед). А тут Денис предложил заняться триатлоном.

Триатлон – штука очень сложная, требующая огромной выносливости. Сначала спортсмену надо плыть, потом ехать на велосипеде и в заключение еще пробежать. Все это происходит в рамках одной дистанции.

Дистанции в триатлоне бывают разные. Классическая олимпийская: 1,5 километра плавание, 40 км – велосипед и 10 км – бег. Но наши, как они себя называют, «любители» предпочитают погорячее. Моника, например, в 2010 году подготовилась к дистанции айронмена. Ironman – серия соревнований на длинную дистанцию, проводимая Всемирной корпорацией триатлона. Каждая отдельная гонка этой серии состоит из трех этапов, проводимых в следующем порядке без перерывов: заплыва на 4 км, заезда на велосипеде по шоссе на 180 км и марафонского забега на 42 км. Триатлон Ironman считается одним из наиболее сложных однодневных соревнований в мире. На сегодняшний день Моника Лемесе является единственной женщиной в Латвии, которая эту дистанцию одолела.

Казалось бы, куда уж круче, но есть еще X-terra триатлон. Он экстремален тем, что если в обычном триатлоне на велосипеде едут по шоссе, то в этом – по сложным горным трассам на MTB. Такой спорт связан с риском, могут быть травмы.

Без всяких пациентских взносов!

– В прошлом году на соревнованиях в Польше я получил травму, в этом году – Моника. Пару лет назад я ногу сломал, в этот раз она – руку. Мы меняемся периодически, – шутит Денис Горба.

Понятно, что отправляясь за приключениями, страховку надо оформлять обязательно. Наши собеседники, во-первых, конечно же, имеют карту EVAK (и не забывают ее возобновлять каждые три года), а во-вторых, страхуют путешествие в одной из латвийских страховых компаний.

– В прошлом году у меня был сильный ушиб. Я просто пошел в ближайшую клинику в Кракове, в двух километрах от кемпинга, где мы жили. Зашел в приемный покой, дал им свою карту EVAK, они ее зарегистрировали. Сразу же меня принял дежурный хирург, сделали рентген, наложили лангетку. Я спросил, сколько нужно будет платить, на что мне ответили, что нисколько, по карте EVAK это бесплатно.

А в этот раз дело было в Бельгии, в июне нынешнего года.

– В принципе, это была моя ошибка, – вспоминает Моника, – потому что я купила новый карбоновый велосипед и не успела его опробовать. Малейшее нажатие на тормоз – и он стал, как вкопанный. Я вылетела, как пуля, совершенно неожиданно, воткнулась локтем в асфальт, и кость под кожей выперла в сторону.

На соревновании дежурили три машины скорой помощи и на одной из них пострадавшую тут же повезли в больницу.

– Честно сказать, персонал больницы, да и вообще люди в Бельгии прекрасные, – преисполнена чувствами Моника. – Я кое-как рассказала, кто я, откуда и зачем приехала. Впрочем, сначала меня ни о чем не спрашивали – главная задача была обследовать человека, поставить диагноз и наметить какой-то план дальнейшего лечения. Несмотря на то, что был поздний вечер субботы, никто меня нигде ждать не заставлял. Анализы крови были взяты моментально, сразу же меня повезли делать МРТ руки. Доктора определили, что мне нужна срочная операция, и вот тогда возник вопрос, где я ее хочу делать – тут на месте или же поеду в Латвию. Поскольку я не понимала, придется мне платить или нет и насколько дорого это может обойтись, я предпочла дождаться Дениса, пока он закончит свою дистанцию и приедет в больницу. Когда он прибыл, мы решили, что сделаем операцию здесь, потому что до Латвии нам было очень проблематично добраться. Обычно в поездках по Европе машиной управляю я, у Дениса нет прав. Мы не могли бросить машину и инвентарь. Когда я сказала, что мы будем делать операцию здесь, врач спросил, есть ли у нас страховка. «Может быть, у вас есть карта EVAK?» – спросил он. Денис как раз привез эту карточку. Врач ее скопировал и сказал, что у нас не должно быть никаких финансовых проблем.

И действительно, за медицинские манипуляции, уход, операцию, пребывание в течение двух суток в госпитале с Моники не взяли ни цента. Из чего видно, что в Бельгии для жителей нет в подобных случаях никаких пациентских взносов. Но могло быть и по-другому. У Моники приняли бы карту EVAK, но ей бы выставили счет (то, что у нас называется «пациентский взнос»).

Что такое EVAK?

Европейская карта страхования здоровья, или EVAK, – это пластиковая карточка, которая удостоверяет, что ее обладатель является жителем Европейского союза, Европейской экономической зоны (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн) или Швейцарской Конфедерации (стран-участниц) и в своем государстве социально застрахован. Кратковременно находясь в другой стране-участнице, владелец карты EVAK имеет право получить необходимую или неотложную медицинскую помощь в таком же объеме, в каком она обеспечивается жителям этой страны.

Эту помощь предоставляют врачи и лечебные учреждения, которые в соответствующей стране обеспечивают гарантированные государством услуги здравоохранения. Вид оказываемых услуг и их объем в каждом индивидуальном случае оценивает лечащий врач.

Получить карту EVAK может любой житель Латвии (за несовершеннолетнего ребенка карту могут оформить мать или отец). Для этого надо обратиться в центральный офис Национальной службы здравоохранения в Риге (ул. Цесу, 31, к-3, 6-й вход, 3-й этаж) либо в региональное отделение NVD в Елгаве, Кулдиге, Смилтене, Даугавпилсе. Можно оформить заказ в электронном виде (подробности на сайте www.vmnvd.gov.lv). Бесплатный информационный телефон 80001234.

Медицинские услуги в других странах, которые не оплачивает EVAK: пациентский взнос, репатриацию (транспортировку) пациента на родину в случае тяжелого заболевания или смерти.

Если же вы в другой стране обратитесь в частное медицинское учреждение, то имейте в виду, что так же, как у нас, у частника может быть заключен договор с местным минздравом на оказание гарантированных государством медицинских услуг, а может и не быть. В последнем случае с вас возьмут дорого, по частным тарифам, а EVAK такие услуги не покрывает. Поэтому сразу надо выяснить такие моменты.


«А если бы вы умерли, мы бы вам помогли!»

Но вернемся к истории Моники и Дениса. Напомним, что у пары была страховка, оформленная в одной из латвийских страховых компаний. Они застраховали путешествие с момента выезда из Латвии и до момента возвращения на родину. Плюс к этому, Денис при оформлении полиса специально оговорил, что у них будет один день спортивных соревнований, и за этот день страховщик взял с них повышенную плату. 

Вначале, когда Денис и Моника еще думали, что за операцию придется заплатить, они, как диктуют правила страховой компании, позвонили в ее рижский офис и предупредили о том, что произошло. В полисе у них был лимит на операцию 1000 евро. Однако девочки на том конце провода заявили, что оплатят только 2–5% от лимита, в зависимости от тяжести операции. Почему страховщик покрывает только 20–50 евро, сотрудницы компании так и не объяснили. А позже, когда страховая компания узнала, что карта EVAK покрыла все расходы, она вообще отказалась оплачивать страховой случай.

В полисе, который Денис с Моникой приобрели, значились такие основные риски, как медицинские расходы, необходимая стоматологическая помощь, репатриация, медицинская эвакуация, похищение или утеря паспорта или ID-карты. Казалось бы, куда уж больше, если оплачиваются медицинские расходы. Однако хитрость заключалась в том, что несчастный случай значился, как отдельный риск, в другом более дорогом страховом пакете.

Когда по приезде в Ригу Денис позвонил в эту страховую компанию и спросил, какой тогда вообще смысл оформлять у них страховку путешествия с медицинскими расходами, сотрудницы выложили козырь: «А если бы вы оказались обездвиженным или бы умерли, мы бы вас перевезли в Латвию».

«В этом отеле я жил бесплатно»

К счастью, такие услуги страховщика нашей рассказчице не понадобились. Столкновение с европейской медициной оставило у Моники самые хорошие впечатления. Оказалось, что там не надо несколько часов ждать в приемном покое больницы, пока тебя осмотрит врач.

– Если ты туда обратился, то ты там номер один, – говорит Моника. – Ты сразу попадаешь к специалисту даже в выходной день, неважно в какое время суток. Для тебя лично сразу открывают специальный бокс, и тобой занимается конкретный медперсонал. Вначале медсестра берет кровь, потом к тебе подходит один врач, потом второй, третий. Все происходит с огромной скоростью. Ты не сидишь и не лежишь там брошенный, тебе все время что-то делают. Я специально смотрела. Поступали другие пациенты, и на всех хватало врачей и медсестер.

Операцию Монике назначили на следующий день с утра, несмотря на то, что это было воскресенье. Накануне хирург подробнейшим образом объяснил им с Денисом, что будут делать. Вы спросите, при чем тут Денис? Вот и мы спросили.

Поскольку из кемпинга они уже выселились в день соревнований, чтобы вечером ехать на своей машине в Германию, Денис остался без крыши над головой. Персонал больницы оказался настолько любезным, что ему разрешили спать на раскладной кровати рядом с Моникой в ее одноместной палате. Более того, его накормили ужином, дали ему нормальную постель. А один медбрат по собственной инициативе поехал вместе с машиной «скорой помощи» туда, где осталась машина Моники, и перегнал ее на больничную стоянку.

Денис провел «в отеле», как он оговорился, двое суток, пока там находилась Моника, и с него тоже не взяли ни цента. Впрочем, оговорка не случайна. Он показывал нам снимки палаты и относящегося к ней санузла. Согласимся, похоже на отель.

Операция длилась два часа. Потом, пока руку Моники еще обрабатывали в зале, хирург, который проводил операцию, уже переодетый в джинсы и рубашку, сам пришел к Денису в палату и подробно рассказал и даже нарисовал, что Монике делали. А при выписке она получила пачку бумаг с подробным описанием и со всеми фотографиями.

В понедельник Монику с гипсом выписали. С собой ей еще дали все необходимые медикаменты на три дня. Именно столько времени требовалось, чтобы добраться на пароме до Латвии. Кстати, никто их на улицу сразу же не выгнал. Сказали, что они могут оставаться в стенах больницы столько, сколько им нужно.

– Персонал, конечно, потрясающий, – делится впечатлениями Моника. – Что ни медик подходит – каждый спрашивает, как я себя чувствую, может быть, я что-то хочу. Когда я собиралась на выход, трудно было управляться с одной рукой. Прибежала медсестра, мы пошли вместе в душ, и она меня помыла, помогла одеться.

Кто платить будет?

На вопросы «МК-Латвии» отвечает Эвия Шталберга, представитель Национальной службы здравоохранения (NVD).

– Если житель Латвии получает медицинскую помощь по карте EVAK в другой стране ЕС, то платит ли Латвийское государство той стране какие-то деньги за это?

– Да, за полученные жителями Латвии услуги Национальная служба здравоохранения ведет расчеты с компетентным государственным учреждением той страны, где эти услуги были оказаны (от соответствующей страны приходит счет, на основании которого производится расчет). В общей сложности в 2017 году NVD заплатила 2 705 758,82 EUR. На 31 декабря 2017 года на руках у жителей Латвии было 275 319 действующих карточек EVAK.

– Если обладателю EVAK сделали операцию в другой стране, и там это для пациента бесплатно, а в Латвии за такую операцию надо платить пациентский взнос, то не потребуют ли у человека деньги, когда он вернется в Латвию?

– Нет. Медицинская помощь оказывается на тех же самых условиях, как и местным жителям. Если за конкретную услугу в этой стране не надо платить пациентский взнос, то это не надо делать также и жителям Латвии, предъявляя EVAK.

– Если житель Латвии получил медицинскую услугу в другой стране ЕС за пациентский взнос, который намного превышает пациентский взнос за такую же услугу в Латвии, то вернут ему ли по возвращении домой разницу?

– Нет. Медицинская помощь оказывается на тех же самых условиях, как и местным жителям.


Здравствуй, родина!

Выписывая Монику из больницы в понедельник, бельгийские врачи выдали ей своего рода бумажный больничный лист, где написано, что с 9 июня по 21 июля она находится на больничном режиме. Во вторник, не случись травмы, женщина планировала быть на работе. Теперь же получалось, что она задержится на несколько дней. Прямо из больницы Моника позвонила своему семейному врачу, объяснила ситуацию и попросила открыть латвийский больничный лист. У нас же с 1 января 2018 года больничные листы электронные, а перед работодателем нужно оправдание. 

– Мне было отказано наотрез, – утверждает пострадавшая. – «Достаньте мне справку о том, что вы сломали руку», – сказала врач. Я говорю: «Пожалуйста» – и присылаю ей фотографию бельгийского больничного листа. «Нет, – отвечает семейная врач, – я вам не открою никакой больничный, пока вы не предстанете передо мной». Тогда я послала ей свою фотографию с гипсом. В ответ – молчание.

Так все и осталось в подвешенном состоянии. А в госучреждении, где Моника работает, все очень строго. И вот они открывают электронную систему и не видят там ее больничного листа. Отсутствие чиновника на рабочем месте без четкого обоснования считается прогулом и может караться увольнением.

Напомним, что у нас в стране на первые 10 дней выписывается больничный лист «А», который оплачивает работодатель, а потом только больничный лист «В», который оплачивает государство.

Моника позвонила в Инспекцию здравоохранения. Ей объяснили, что выданный за границей бумажный больничный ее работодатель обязан принять, как обоснование больничного листа «А».

Когда Моника добралась до Латвии и предстала перед очами семейного врача, та снова отказалась оформить ей больничный лист «А». И тут уж пациентка заявила, что никуда не уйдет из кабинета, пока врач не позвонит в Инспекцию здравоохранения и не решит вопрос. И действительно, после звонка в инспекцию семейный врач оформила ей в электронной системе больничный лист «В», а как основание отсутствия электронного листа «А» в специальной графе «отметки» написала: «Больничный лист выдан за границей».

Здесь вам не Европа, здесь климат иной...

На Лиго мой сосед в частном доме чистил водостоки, упал с лестницы и сломал ногу. Как и в случае с Моникой, это произошло в выходной день. Мой муж отвез его в травматологию на Дунтес. Там пострадавшего осмотрели быстро (дело произошло днем, пока жертвы «лигования» еще не начали поступать), сделали рентген, показавший очень сложный перелом, и сказали, что операции производятся по рабочим дням. Поэтому его отпустили домой собрать вещи для больницы и предложили приезжать в воскресенье к одиннадцати.

В воскресенье в приемном покое пришлось ждать около получаса, потом еще минут сорок медперсонал оформлял документы, а потом еще два часа надо было ждать, пока освободится для беседы анестезиолог. В итоге в палату человек с болями в сломанной ноге попал только часам к пяти вечера. У соседа была страховка, которая оплачивала нахождение в отдельной палате. Однако ему в такой палате отказали. Сказали, что это решает старшая медсестра, которая придет только в понедельник.

А пока он лежал в палате на пятерых человек. Видимо, предполагалось, что в случае большой и малой нужды он должен ходить под себя в «утку». На глазах у пятерых это было затруднительно, поэтому он прыгал на костылях в туалет сам. Передвигаясь с таким трудом по коридору, он обнаружил закрытый туалет, на котором было написано «Для персонала», пропрыгав еще столько же, обнаружил второй туалет «Для персонала». И только в самом конце очень длинного коридора нужное заведение было найдено.

В понедельник вместо операции сделали компьютерную томографию. Прооперировали соседа во вторник. При выписке счет (исключительно пациентские взносы) только за медицинские манипуляции и операцию (без стоимости пребывания в палате) составил без малого 150 евро.

Источник - mklat.lv