Версия для печати
  10:09    20.2.2017

"Почему за лекарства со 100-процентной скидкой в аптеках приходится доплачивать!?" (2)

&quot;Почему за лекарства со 100-процентной  скидкой в аптеках приходится доплачивать!?&quot; <span class="comment-count">(2)</span>
Этот вопрос волнует многих латвицев. Оказалось, что виной всему не только система, но и... прогресс. На рынке Латвии появились дешевые аналоги популярных лекарств, поэтому оригинальные таблетки наши власти жителям больше не оплачивают!

Например, сердечники вместо оригинального и проверенного плавикса за 13 евро теперь должны пользоваться польским аналогом всего по 1,98 евро за упаковку, пишет "МК-Латвия". А если им это не нравится, то за привычный плавикс, который раньше доставался им почти бесплатно, они должны доплачивать 11 евро с гаком из своего кармана.

Шок в аптеке

«Больше не могу молчать! – пишет Татьяна Николаевна из Риги, – мне 66 лет, по профессии я медик (фельдшер) с 40-летним стажем. У меня множество заболеваний. Я хочу спросить у Минздрава, почему выписанный мне со 100-процентной скидкой препарат стоит в аптеке 11 евро?! Если я покупаю в магазине товар со 100-процентной скидкой, это значит, что я за него не плачу ничего. А если я заплатила в аптеке 11 евро за таблетки, то это никак не 100-процентная скидка!» 


Второй пример – история Яниса. Он пережил инфаркт. Врачи его спасли, за что мужчина безмерно благодарен и бригаде «скорой помощи», и оперирующему хирургу больницы «Гайльэзерс». На операционном столе в коронарные сосуды больного сердца врачи вставили стенты. Но теперь, чтобы жить и работать дальше, Янису надо принимать специальные препараты. Некоторые лекарства надо пить год, некоторые – до конца жизни. Лекарств требуется много, зарплаты может не хватить. Поэтому государство утверждает, будто компенсирует полную стоимость некоторых лекарств, а некоторые обещает со скидкой где в 75, а где в 50%.

Компенсируемые медикаменты для амбулаторного лечения может получить любой пациент, если ему врач поставил диагноз, упомянутый в правилах о компенсации медикаментов по определенным заболеваниям.

Компенсируемые медикаменты могут выписывать семейные врачи, эндокринологи, окулисты, онкологи, дерматовенерологи, неврологи (по отдельным группам диагнозов), психиатры, гематологи, кардиологи.

При выписке из больницы кардиолог написал Янису рекомендацию, какие именно препараты принимать. В тот же день пациент с этими рекомендациями отравился к семейному врачу, получил несколько «розовых» рецептов на лекарства со 100– и 75-процентной компенсацией, пару обычных рецептов на таблетки без компенсации и поехал в аптеку.

Рецепты были выписаны сразу на трехмесячную дозу: три упаковки одного лекарства, три – другого, три – третьего и так далее. «Если компенсация 100-процентная, то надо сделать сразу запас на три месяца», – решил Янис.

Не успел фармацевт пробить на кассе все препараты, как Янис чуть снова инфаркт не получил, потому что увидел на экране сумму необходимой доплаты – целых 55 евро. К счастью, мужчина успел сказать фармацевту, что на этом хочет остановиться. Оплатил чек, а за очередным препаратом, на который денег не хватило, пришлось идти в другой день. Это лекарство (тоже со 100-процентной компенсацией) обошлось Янису еще в 35 евро на три месяца. Итого весь набор пилюль на месяц потянул на 30 евро. В год это уже около 360 евро. Вот вам и компенсация.



Какие лекарства компенсирует государство

Так как Янис принес чек, мы взяли его за пример для журналистского расследования и отправились в Национальную службу здравоохранения (NVD) за разъяснениями.

Все они значатся в специальном списке, который можно обнаружить на сайте vmnvd.gov.lv, надо только открыть ссылку – «Компенсируемые медикаменты».

В списке компенсируемых лекарств есть группы препаратов одного и того же действия, но разного названия и разной стоимости. Цена на них различается потому, что есть оригинальные препараты, которые дороже, а есть дженерики, которые дешевле.

Если человек покупает в аптеке самое дешевое лекарство в группе, например, по 100-процентной скидке, то он ничего не платит, кроме 0,71 евро за каждый рецепт. Но если он приобретает лекарство подороже, то государство ему компенсирует 100% в размере цены самого дешевого аналога, а сам пациент доплачивает разницу в цене этих двух препаратов. 

Чтобы пациенты не переплачивали, в стране действует особый порядок выписки рецептов на компенсируемые лекарства. В самый первый раз, когда установлен диагноз, врач должен выписать рецепт не на конкретный медикамент, а написать в рецепте общее название лекарства для лечения этого заболевания (название активного вещества). Вы идете с этим рецептом в аптеку, и фармацевт вам должен предложить самое дешевое лекарство из аналогов с этим активным веществом. Тогда вы не переплачиваете.

Что такое дженерик?

Когда какая-нибудь фармацевтическая компания выпускает на рынок новое лекарство, она защищает его патентом. Патент дается на несколько лет и никакая другая фирма не имеет право производить что-либо похожее. После того, как срок действия патента истек, аналоги могут выпускать и другие компании, если они соблюдают требования к производству и качеству. Эти аналоги называются патенто-свободными, или дженериками. До сих пор открытым остается вопрос качества дженериков. Бывали случаи отзыва с рынка некачественных аналогов. Например, отзыв с рынка в 2014 году дженериков метопролола, производимых индийскими компаниями DrReddy's Laboratories Ltd и Wockhard Ltd.

Что доктор прописал, за то и платим

Вот  самый характерный для сердечников препарат для разжижения крови – DUOPLAVIN,  он есть в государственном списке компенсируемых лекарств. Но есть и аналоги. Вот они в такблице. Она требует некоторых пояснений.
recept 17 05 2

 

Как видите, государство согласно оплатить Янису не оригинальный дуоплавин, который ему посоветовал лечащий кардиолог, а более дешевый аналог того же лекарства. Прежде всего, что такое «референтная цена»? Это цена, которую аптеке вместо пациента платит государство при 100-процентной компенсации.

Теперь давайте разбираться. Базовая цена дуоплавина – 9,63 евро. Это оптовая цена, за которую аптека покупает лекарство у поставщика. Затем она накручивает свой процент, и в аптеке это лекарство стоит уже 13,04 евро. Но аптека не может установить цену выше той, что на компенсируемые лекарства определяет само государство. А государство, в свою очередь, проводит своего рода конкурс среди производителей и включает в список компенсируемых медикаментов только те, чья цена ниже определенной планки. Планку эту устанавливают, принимая во внимание минимальные цены на такие лекарства в других странах Европы.

Правила Кабинета министров № 899 «Порядок компенсации издержек на приобретение предназначенных для амбулаторного лечения лекарств и медицинских приспособлений» в Латвии определяют, что включенные в список компенсируемых медикаментов лекарства и медицинские приспособления аптека распространяет только по установленным Национальной службой здоровья аптечным ценам.

Идем дальше. Референтная цена дуоплавина – 1,94 евро. Это значит, что при 100-процентной компенсации государство платит аптеке вместо Яниса только 1,94 евро (это и есть стоимость самого дешевого польского аналога лекарства). А пациент должен доплатить 11,10 евро. Плюс ему еще надо заплатить 0,71 евро за рецепт.

Пациент обязан заплатить в аптеке 0,71 евро за каждый рецепт на 100-процентно компенсируемое лекарство. Исключение составляют рецепты для детей до 18 лет, для неимущих лиц, а также все случаи, когда аптечная цена на лекарство меньше 4,27 евро. Это предусматривают правила КМ № 899.

Но почему Янис вообще должен платить за лекарство, если рецепт ему выписан со 100-процентной компенсацией?

Дуоплавин – это комбинированный препарат. Основное активное вещество в нем – клопидогрел, и еще присоединена небольшая доза аспирина. «Опытные сердечники», с которыми я поговорила, разъяснили, что всегда надо принимать клопидогрел вместе с аспирином. Если препарат содержит только один клопидогрел, как в случае с самым дешевым польским лекарством, то надо покупать аспирин отдельно.

– Кардиолог посоветовал Янису оригинальный медикамент, но за него при 100-процентной компенсации придется переплатить 11,10 евро, – говорит Анда Гулбе, специалист департамента компенсируемых лекарств Национальной службы здоровья. – В этом случае пациенту будет намного выгоднее, если врач выпишет ему только польский клопидогрел. А аспирин, это безрецептурный препарат, который стоит всего около 1 евро. Да, пациенту нужно будет принимать две таблетки вместе, но эффект будет точно таким же, как если бы он принимал одну таблетку дуоплавина.

Аналоги могут отличаться по цене в несколько раз

Ниже в таблице есть еще один аналог нужного Янису лекарства. Это плавикс французского производителя, который представляет собой чистый клопидогрел без аспирина, но за который надо тоже доплатить 11,10 евро. Если к нему докупать еще отдельно аспирин, то выйдет самый дорогой вариант лечения.

Но разве может так быть, что оригинал лекарства одного и того же действия (как уверяют нас в NVD) стоит почти в десять раз дороже, чем дженерик, изготовленный в Польше?

– Цену каждого лекарства устанавливает производитель. Он может ее снизить. Очевидно, в данном случае производитель не пожелал снижать цену. Но государство не может за медикаменты одинакового действия платить дороже, чем за самый дешевый аналог. Врач должен пациенту при выписке рецепта объяснить: «Вы можете использовать медикамент с двумя компонентами в одной таблетке, но с большой доплатой, или у вас будет две таблетки, но доплата будет очень небольшой».

– Можно сколько угодно говорить, что у дженериков и оригинальных препаратов одно и то же действие. Но люди все равно будут сомневаться. Разница в цене за два варианта клопидогрела (1,94 евро за польский препарат и 13 евро за оригинал) столь велика, что трудно поверить в их одинаковую эффективность.

– Пока у производителя оригинального лекарства есть патент на созданное им лекарство, он назначает ту цену, какую хочет. Потому что он желает окупить все свои расходы на создание препарата и получить прибыль. Как только срок действия патента заканчивается, производитель оригинального препарата может действовать по-разному. Он может сохранить высокую цену, если очевидно, что потребители привыкли к его таблеткам и готовы платить за известное название. Но в то же время на рынке появляются патентно-свободные медикаменты, которые точно так же регистрируются в Европейском агентстве лекарств или в нашем Государственном агентстве лекарств. У них такая же доказанная эффективность, такие же доказанные исследованиями побочные эффекты, поэтому они признаются медикаментами равноценного действия. Но так как производители не вкладывали средства в их изобретение, они их производят по более «дружественным» ценам. И тогда производители оригинального лекарства в условиях конкуренции вынуждены снижать цену.

По словам Анды Гулбе, клопидогрел – это самый яркий пример в списке компенсируемых лекарств, который показывает, как падают цены. Оригинальный плавикс (клопидогрел) в нашем списке компенсируемых медикаментов находится с 2004 года и тогда он был в три раза дороже, чем сейчас. Пока не было дженериков, он стоил 37,67 лата (или 53,90 евро). А так как не было аналогов, при 100-процентной компенсации государство оплачивало пациентам полную стоимость лекарства – 37,67 лата полностью. Первый патентно-свободный медикамент тромбекс 75 mg (клопидогрел) включили в латвийский список в 2009 году. А когда появился польский клопидогрел за 1,94 евро, государство смогло значительно сэкономить на компенсации.



Хитрости нашего «городка»

Остался непонятным один немаловажный вопрос. Пациент идет к врачу и платит ему 1,42 евро за прием и за рецепт. Почему он еще должен платить за рецепт на 100-процентно компенсируемый медикамент 0,71 евро в аптеке?

Представитель Национальной службы здравоохранения Эвия Шталберга нам пояснила, что так определено в правилах Кабинета министров № 899. А Национальная служба здоровья, производя расчет с аптекой, снижает государственную доплату на размер произведенного пациентом платежа.

Мы это поняли так: если пациент платит аптеке за лекарство не полную цену, то эту разницу аптеке возвращает государство. 

Взять наш пример с клопидогрелом. Так как пациент заплатил за дуоплавин на 1,94 евро меньше его стоимости, государство должно вернуть аптеке эти 1,94 евро. Но оно придумало, что пациент обязан заплатить аптеке 0,71 евро «за рецепт». И тогда государство возвращает аптеке не 1,94 евро, а 1,23 евро. (1,94 - 0,71 = 1,23). Государство говорит, что компенсирует пациенту 1,94 евро, а на самом деле компенсирует только 1,23 евро. Почему так – на этот вопрос мы так и не смогли получить ответ в Национальной службе здравоохранения

«Это повышает взаимодействие и соучастие пациента в употреблении лекарства», – ответили нам в NVD. Видимо, там убеждены, что если больной заплатит в аптеке 0,71 евро, он будет более трепетно относиться к лекарству, не забудет вовремя его принимать.

Кто гарантирует эффективность дженериков?

– Пациенты – люди недоверчивые. Получается, что производитель дженерика может прийти в Агентство лекарств и сказать, что эффективность его препарата точно такая же, как и у оригинала. А где доказательство, что за 1,94 евро можно сделать точно такие же хорошие таблетки, что и за 13 евро?

– При регистрации у производителя запрашивается специальное клиническое исследование, которое это доказывает. Сравнение делается по многим показателям – скорость всасывания, побочные эффекты и так далее. Без этого регистрация в Агентстве лекарств невозможна.

– В нашей редакционной почте есть письма, в которых люди пишут, что врач первый раз, когда поставил диагноз, действовал по правилам. Он написал в рецепте общее название лекарства (название действующего вещества). Фармацевт выбрал из имеющихся в списке аналогов самое дешевое. А оно не подходит – оказывает плохое побочное действие или не помогает.

– Даже на оригинальный дорогой препарат у двух разных пациентов может быть разная реакция. Конечно, остается вариант, что в препарате присутствует какое-то сопутствующее вещество, способное вызвать у пациента побочный эффект. Об этих проблемах надо говорить своему лечащему врачу. И он оценит – это результат действия конкретного лекарства или причина в чем-то другом. В нашей практике был случай, когда пациенту не нравилась синяя таблетка. Но у всех препаратов в списке компенсируемых лекарств равноценное действие. Это ваш выбор – готовы ли вы доплачивать за свой комфорт.

– Но если действительно дешевый аналог данному конкретному человеку не подходит. Что может сделать врач?

– Он может в следующий раз написать в рецепте не общее активное вещество (например, клопидогрел), а попробовать следующее самое дешевое в списке и написать его название.

– А оно тоже не подошло! В итоге дошли до дорогого препарата дуоплавин. Может пациент ничего за него не доплачивать в аптеке?

– Он никогда не получит за дуоплавин 100-процентную компенсацию. Врач может выписать этот препарат. Но доплачивать придется столько, сколько указано в таблице.

– Значит, если дешевый аналог не подходит, человек не получит 100-процентной компенсации за нужное лекарство, хотя она ему положена при его диагнозе?

– Врач должен убедиться, что пациенту действительно не подходит это лекарство. А может быть, надо менять терапию?

– Мы говорим о сердечном больном. Ему дуоплавин порекомендовал кардиолог, который делал операцию и ставил стенты. Семейный врач все же не обладает такой высокой компетенцией, чтобы решать, надо ли менять терапию.

– Можно спорить насчет других лекарств, например, для понижения давления. Но клопидогрел как раз не является характерным примером, потому что он подходит всем.

– Сердечники, у которых есть деньги, говорят, что им врачи выписывают вообще самый дорогой в списке плавикс, потому что все остальное – не то!

– Это неправильное отношение. Вся Европа признает, что дженерики достаточно эффективны и достаточно проверены, чтобы у нас не было причины в них сомневаться.

– Но может быть, что на их качество влияют условия производства? Например, выпускают оригинальные препараты во Франции, Швейцарии или дженерики, скажем, в Болгарии, Польше?

– Нет. Все производители, которые признаны в Европе, соблюдают принцип «хорошей практики».

Источник - mklat.lv

 

Комментарии

  • все намного проще... 20 Февраля 2017 11:45

    https://www.youtube.com/watch?v=TSgka6PxDZo&t=5s

  • Kler 21 Февраля 2017 01:49

    Принцип хорошей практики в нашей стране- это за все платит сам пациент! Лишь бы гос.казна не худела. Что понимает чиновница у даторса в кардиотарапии, если ей все равно где сидеть в агенстве лекарств или какой другой гос.конторе, лишь бы не напрягаться. От дженериков бывают такие побочки, что новые заболевания появляются, но вся Европа считает, что так не бывает:) У поляков отличается по качестау все- начиная от сигарет и кончая мылом и шампунями. Очередное словоблудие и лохотрон.