Версия для печати
  9:10    19.3.2019

В делах о налогах все чаще сажают: последние примеры

В делах о налогах все чаще сажают: последние примеры
Все чаще в делах об уклонении от уплаты налогов бизнесменам присуждают реальные тюремные сроки. В нынешнем марте уже двое предпринимателей отправились за решетку за налоговые преступления.
В начале прошлой осени руководитель Налогово-таможенного управления СГД Каспарс Подиньш пожаловался журналистам: решения латвийских судов никак не способствуют борьбе с финансовыми преступлениями и легализацией преступно нажитых средств. Он сказал, что с 2004 по 2016 год суд не приговорил ни к одному реальному тюремному сроку за легализацию преступно нажитых средств, хотя это считается особо тяжким преступлением, за которое предусмотрено лишение свободы на срок до 12 лет. В общем, без обвинительных приговоров с реальными тюремными сроками сложно бороться с финансовыми преступлениями. 

После этого суды как будто изменили точку зрения, и последовали весьма серьезные наказания.

Далее мы разберем конкретные примеры.

Срок за уклонение с подделкой документов

Одно из этих дел рассматривал суд Видземского предместья Риги.

13 марта был признал виновным и приговорен к реальному лишению свободы руководящего работника предприятия, который уклонялся от уплаты налогов и подделывал бухгалтерскую документацию, нанеся таким образом ущерб государству в крупных размерах. Как отмечают в суде, речь идет о преступлениях, совершенных в 2009 году.

Как следует из материалов дела, в обязанности обвиняемого входила подача деклараций о текущих налоговых платежах в государственный бюджет. Однако в установленный срок налоги в полном размере не были уплачены, и в результате уклонения от уплаты налогов государству был нанесен ущерб в размере 137 115 евро.

Также следствие установило, что подсудимый занимался фальсификацией бухгалтерской документации, например, оформил кредитный договор для выдачи кредита и произвел необоснованную выплату средств из кассы своей компании.

Суд приговорил мужчину к одному году и одному месяцу тюремного заключения без конфискации имущества. Также осужденному в течение двух лет запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.

За день до этого - 12 марта - Курземский окружной суд прислушался к протесту прокурора в деле об уклонении уплаты налогов на 155 486 евро. Вместо условного срока, который дал суд первой инстанции в Вентспилсе, обвиняемый получил год и 4 месяца реальной тюрьмы. Кроме того, ему запретили вести коммерческую деятельность на два года.


Дело о поставке запчастей

И еще один показательный приговор: 26 ноября прошлого года Департамент уголовных дел Верховного суда принял решение отклонить кассационную жалобу обвиняемого в неуплате налогов в крупном размере и оставить без изменений приговор Рижского окружного суда о тюремном сроке пять месяцев. 

Этот предприниматель отправился в тюрьму на пять месяцев - без конфискации имущества, но с лишением права на ведение предпринимательской деятельности на два года. Кроме того, государство требует взыскать с него 36 050,59 евро.

Но сначала все было не так строго. Суд первой инстанции (Видземского предместья) 18 сентября 2017 года приговорил мужчину к 100 часам принудительных работ с лишением прав на ведение предпринимательской деятельности на два года и взысканию причиненного государству ущерба.

Как указано в приговоре, у обвиняемого было SIA, с 2006 года зарегистрированное, как плательщик НДС. Однако в 2011 году СГД начала аудит предприятия. И тут выяснилось, что сделки с двумя партнерами - фиктивные. Деньги якобы были перечислены за двигатель Caterpillar одному партнеру и гусеницы с редуктором Bonfiglioli второй фирме. Как бы они этот товар ещё не поставили, но в декларациях сделки отобразились, так что фирме обвиняемого не нужно было платить НДС за этот таксационный период. Благодаря этим сделкам, удалось снизить уплату НДС на 25 336,50 латов (36 050,59 евро).

В суде первой инстанции обвиняемый отрицал вину, но при это отказался давать показания. Однако бухгалтер предприятия подтвердила, что сделки с указанными партнерами она ввела в систему электронного декларирования, когда глава фирмы дал ей накладные. Самих запчастей она не видела.

Аудиторы СГД, выступая в суде, сообщили, что два указанных в сделке партнера во время аудита отрицали наличие таких сделок. К тому же, в момент заключения договоров, их не было в Латвии. Сами они - граждане другой страны (Белоруссии). В Латвии у них нет никаких дел, тем более, нет помещений и возможности для торговли запчастями техники.

Что рассказали суду белоруссы

Приехал в суд и свидетель - единственный сотрудник одной из фирм. Именно его якобы подписи стоят на документах. Он признал, что никогда не был в Латвии, не знает тут ни одного человека, в 2010 году, скорее всего, работал в России. О предприятии, где он числится руководителем, ничего не знал. Не давал он и полномочий что-то делать от имени своего предприятия. Но вспомнил, что лет 6-7 до этого потерял паспорт. Неизвестный человек вернул ему документ через 3 дня.

Второй белорусский бизнесмен также заявил в суде, что ничего не знет о своей фирме, а в 2010 году вообще работал в белорусской армии.

Ещё один свидетель рассказал, что он занимается регистрацией и перерегистрацией фирм. Вот он-то и продал фирмы белорусам (он их сам не вспомнил). Но, утверждает, что поводу личности клиентов у него сомнений не возникло.

Выступил и тот человек, который одалживал обвиняемому машину. Именно этот микроавтобус значится в накладной, как транспорт для купленных деталей, а сам свидетель - как водитель. Проблема в том, что в 2010 году у бусика не было техосмотра. Сам же свидетель в то время не ездил из-за проблем со здоровьем.

В общем, как видим, в деле нашлось множество доказательств против предпринимателя.


На что указал Верховный суд

Так что обвиняемого признали виновным. Но сначала приговор был мягкий: 100 часов принудработ. Впрочем, на этот приговор подали жалобы как прокурор, так и обвиняемый. 

При пересмотре он настаивал, что преступление не может считаться законченным, так как налог не был использован, чтобы покрыть ущерб в будущем или направить на погашение налогового долга. Кроме того, была нарушена презумпция невиновности, так как суд счел, что товар не был поставлен. Хотя в деле есть показания человека, который видел поставленный товар.

Тем не менее, Верховный суд напомнил: для того, чтобы налоговое преступление считалось законченным, должен быть ущерб для государства. А фирма обвиняемого уже успела подать декларацию НДС, где была указана переплата. В общем, кассация не помогла, в силе остался приговор Рижского окружного суда: 5 месяцев тюрьмы.

Год тюрьмы за доведение до неплатежеспособности

Ещё один пример того, что приговоры для предпринимателей становятся суровее. На днях суд Латгальского предместья Риги вынес запрошенный прокурором Прокуратуры по расследованию финансовых и экономических преступлений наказание за умышленное доведение юридического лица до неплатежеспособности. Подсудимый был наказан реальным лишением свободы на один год с лишением права осуществлять коммерческую деятельность всех видов на четыре года, сообщает Генеральная прокуратура.

Как указано в решении, обвиняемый в период с 2010 по 2014 год, будучи членом правления предприятия, снял с счетов предприятия 228 662 евро.

В качестве оправдательных документов о расходовании денежных средств он внес поддельные квитанции, выписанные от имени другого предприятия.

Обвиняемый знал, что его предприятие имеет серьезные долговые обязательства перед несколькими кредиторами.

Таким образом, обвиняемый своими действиями умышленно довел свое предприятие до неплатежеспособности.

Такими действиями обвиняемый совершил преступное деяние, предусмотренное частью 2 статьи 213 Уголовного закона. Решение еще может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"

Галерея изображений