Версия для печати
  9:18    2.7.2017

KNAB обвиняет судью Орниню в разглашении сведений и получении 5000 (дополнено)

KNAB обвиняет судью Орниню в разглашении сведений и получении 5000 (дополнено)
vesti.lv
Борцы с коррупцией закончили следствие и передали в Генпрокуратуру дело отстраненной экс–главы Курземкого районного суда Риги Айи Орнини.
KNAB указывает, что подозреваемая, будучи должностным лицом, разгласила секретные сведения представителю СМИ. Кроме того, она приняла 5000 евро в качестве взятки.

Вместе с судьей в деле фигурирует и некое "частное лицо", которое следователи просят призвать к ответственности за предложение взятки судье в связи с желаемым для третьего лица исходом в гражданском деле. 

Как известно, минувшей осенью Орниня попала под подозрение вместе с миллионером Юлием Круминьшем. Она сама подтверждала журналистам, что ей инкриминируют разглашение неких секретных сведений и "принятие предложения" от Круминьша.

"Орнине я бы и миллион дал!"

Распаленный бизнесмен Круминьш комментировал свои личные отношения с судьей таким образом:

"Что ей вменяют — я не знаю. Орниню я знаю с 1981 года, она в свое время работала в Man–Tess руководителем делопроизводства у моего юриста, — рассказал Круминьш в интервью LTV. — Она училась тогда на юридическом факультете, нужны были деньги учебу. Когда она закончился университет, исчезла. Потом мы снова с ней встретились в 2004 году, когда у меня жили хоккеист Карлис Скрастиньш с женой. Оказалось, что Зане и Орниня — хорошие подруги. И снова мы сошлись с Орниней. Я тогда опять был свободным мужчиной (когда она работала в Man–Tess, я только женился, у меня ширма на жену закрылась). И с тех пор мы стали неразлучными друзьями, объездили весь мир. Если ей было что–то нужно, я ей помогал.

Если Орнини хоть сегодня понадобится тысяча или миллион, то она может ко мне спокойно обращаться. Я ей только что подарил двести–триста тысяч. Ее только что выгнали из квартиры в Старой Риге, и я тут же дал ей квартиру в Юрмале, не попросив ни копейки".

Версию о том, что он подкупал Орниню, чтобы помочь своему другу Юрису Микелису, бизнесмен отмел как абсурдную.


При чем тут Микелис?

В разгар скандала появилась и такая версия: уголовный процесс мог возникнуть из–за взыскания долгов в пользу Eirobuve Latvija. Юрис Микелис не зарегистрирован в качестве собственника или должностного лица в указанной компании, но является членом правления фирмы со схожим названием Eirobuve Riga. Два предприятия принадлежат одним и тем же собственникам. 

Юлий Круминьш также не отрицает, что дружен с Микелисом. Так что возникла версия, что он мог использовать дружеские связи с Айей Орниней, чтобы помочь бизнес–партнеру. Загвоздка в том, что Орниня не являлась судьей в указанном процессе. По словам же Круминьша, у Микелиса и правда какие–то неприятности, но они "не дошли до суда". Так что подкупать судью, по мнению Круминьша, ему было незачем.

Сама Орниня рассказала агентству LETA, что знает Круминьша многие годы и что предприниматель никогда не предлагал ей никакой материальной выгоды — следовательно, она никогда таких предложений не принимала.

Судья также высказала предположение: правоохранительные органы могли прослушивать разговоры Круминьша из–за его книги. И вообще она знает предпринимателя уже тридцать лет, но на профессионализм и ее работу это знакомство никогда не влияло. Судья также указала: с помощью дочки Круминьша, Майи Чернявской, она действительно арендовала квартиру в жилом квартале, который принадлежит миллионеру, но недолгое время.

"Принимая во внимание, что жилье нужно на период осень–зима, пришли к согласию, что я могу снимать какую–то из его квартир. Их на тот момент никто не арендовал из–за шума со стройки неподалеку. Ни по какому другому материальному поводу мы с госпожой Чернявской и ее отцом, Юлием Круминьшем, связаны не были", — объяснила судья.

Но вскоре от аренды Орниня отказалась из финансовых соображений.

Остается добавить, что после отстранения от поста председателя суда Орниня согласилась на новое место работы — старшего референта судебной администрации. Она начала трудиться с 1 ноября прошлого года в отделе информационных систем судебных учреждений департамента судов и земельных книг.


Связь с делом Trasta komercbanka

Любопытно, что так называемое дело администраторов оказалось связано с "Юрмалгейтом–3" через одного из фигурантов дела — финансиста Йоренса Райтумса. Один из эпизодов дела администраторов может быть связан с возвращением долга Юлию Круминьшу.

Версия выдвигается такая: средства Trasta komercbanka, которыми управлял Илмарс Крумс как администратор, попали на счет фирмы Alunana biroji. Год назад эта фирма принадлежала дочери Круминьша Майе Чернявской. 

Как ранее сообщал портал Pietiek.com, в основе одного из уголовных процессов по администраторам — жалобы двух офшорных фирм: Fairwood Import LLP и Ergo Tec LLP. Они обратились в полицию с заявлением, что средства, которые полагались им как кредиторам ликвидируемого Trasta komercbanka, были выплачены третьим лицам, пишет портал Pietiek.

В жалобе упомянуты два перевода. Во–первых, 27 308 евро и 493 998 долларов, которые полагались Ergo Tec LLP. Ликвидатор Trasta komercbanka Крумс перевел их на счет компании Alunana biroji, в качестве цели платежа указав "частичное обеспечение требования кредитора в процессе ликвидации". Вторым переводом стал вывод 303 998 долларов, которые полагались Fairwood Import LLP. Их Крумс переправил той же Alunana biroji. Владельцы денег значились в сделке как дебиторы.

Судя по всему, деньги понадобились в связи с покупкой дома на ул. Юра Алунана, 2. Благодаря "вложениям" дебиторов появилась возможность избавиться от отягощений и провернуть сделку.

Неофициально также сообщается: Служба по предотвращению легализации преступно нажитых средств отправила в экономическую полицию как минимум семь сообщений "о возможных противоправных действиях в процессе ликвидации Trasta komercbanka".

Пока следствие по делу администраторов продолжается, полиция выясняет роль каждого из участников, а Йоренс Райтумс находится на свободе — к нему применена мера пресечения, не связанная с лишением свободы.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"