Версия для печати
  10:24    7.2.2019

Кг вместо литра: в магазинах все меньше продуктов в привычной таре

Кг вместо литра: в магазинах все меньше продуктов в привычной таре
Всего несколько шагов по торговому залу любого латвийского супермаркета — и становится ясно: понятие «стандартная упаковка чего-либо» устарело. Разнообразие настолько велико, что порой трудно понять, какой объём использовать как отправную точку при подсчете. «Шринкфляция», или уменьшение количества товара в упаковке, пришла и в Латвию, сообщает программа «Сегодня вечером» LTV7.
 Например, один вид йогурта Activia — 300 граммов за 97 центов, другой тип — 280 граммов за 97 центов. Селёдка — в упаковке по 250 граммов, 240 граммов, 220 граммов. Творожные сырки — 38 граммов, 40 граммов, 45 граммов, хотя по упаковке их отличить непросто. Сливочное масло — тот же принцип: 180, 175, 170 граммов. И этим список продуктов не исчерпывается.

К тому, что объём кефира указывается не в литрах, а в килограммах, все уже привыкли. В одном кг примерно 970 мл. Но, например, пахта расфасована и по 900 г, и по 1 кг, указывает LTV7.

Если в пакете сока — 950 мл, это позволяет снизить цену — к тому же разница не очень заметна. Это не обман потребителя — всё указано на упаковке. Опрошенные журналистами покупатели говорят, что редко обращают внимание на подобные тонкости — скорее на цену. А вот в Институте агроресурсов и экономики — другая точка зрения.

«Все мы знаем сырки Kārums, которые когда-то были действительно большими — и, запив их чаем, можно было и поесть. Сейчас сырок такой маленький, что его называют «таблетками Kārums». Молоко объёмом 9/10 литра начали предлагать ещё литовцы. Упаковки творога у нас вообще бывают 258 граммов и 366 граммов. Масло больше не 200 граммов, шоколад больше не 100 граммов», — рассказала Ингуна Гулбе, глава Центра стимулирования рынка AREI.

Термину «шринкфляция» всего 5-7 лет — и его уже подумывают включить в официальный словарь Оксфорда. Но само явление появилось около века назад в США, говорит экономист Янис Приеде. Уменьшая размер батона хлеба, пекарни стремились компенсировать рост цен на сырьё. Но причины могут быть разные — дорогая рабочая сила, повышение налогов, снижение покупательской способности.

«Шринкфляция — во многом необходимый шаг. Но потребители на это смотрят по-разному, ведь и привычки — очень большая сила, многие чувствуют себя обманутыми — и вполне могут наказать производителя за это. Но можно сказать, что сейчас все эти игры с упаковкой переросли в свободу выбора», — считает Приеде.

Упаковки самого разного объема можно найти и у крупнейшего местного производителя молочных изделий Food Union. Те же йогурты — по 900 и 450 граммов. На предприятии говорят — нередко сама упаковка диктует условия, сколько йогурта туда можно налить. Но любые изменения объёма основаны на исследованиях.

«Наша новая линия Lakto — прежде чем приобрести новое оборудование и снизить вес на 50 граммов, было проведено большое исследование, где была фокусная группа. И они говорят, что у них всегда оставались 50 граммов, которые они не допивали. И им удобнее, чтобы было 400 — 450 грамм, но за меньшую цену», — отметила Илона Яроша, бренд-менеджер Food Union.

В ряде стран «шринкфляция» порой искажает показатели роста цен, т. к. при подсчёте уменьшение упаковки не берётся в расчёт. Но Латвийское управление статистики сравнивает цены за килограмм. Что, кстати экономисты советуют делать и покупателям — эта информация указана на каждом ценнике.

Источник - rus.lsm.lv