Версия для печати
  9:10    1.7.2018

Экологические ЧП: покрышки отправляют в Индию; собрали грязную воду в Юрмале (2)

Экологические ЧП: покрышки отправляют в Индию; собрали грязную воду в Юрмале <span class="comment-count">(2)</span>
skaties.lv
Чем же завершились скандалы со свалкой в Юрмале и горами покрышек в Риге — куда убрали отходы, кто наказан? Эти вопросы мы задали представителям Госслужбы окружающей среды (ГСОС). И, как в частности выяснилось, часть покрышек уже удалось отправить в Индию.
Далее — читайте обо всем этом подробнее.

Итак, 18 июня прошлого года в Юрмале в районе Слоки начался пожар повышенной опасности. Пугающий столб густого черного дыма был виден издалека — не только в Юрмале, но и в Риге. Это полыхали горы пластмассовых отходов на площади 1,2 гектара. Так общественность узнала, что в Городе на волне неподалеку от вилл множества "випов" скапливались и гнили отходы. Причем часть их была опасная — батарейки и аэрозольные баллончики. 

Когда пожар потушили и стали искать виноватых, обнаружился еще один неприятный сюрприз: оказывается, прямо в Риге на улице Старта компания Riepu bloki накопила более 1000 тонн покрышек вместо разрешенных 30 тонн. "А если и они загорятся?" — от такого вопроса у многих холодок побежал по спине.

Так обнаружилась еще одна болевая точка. В прошлом году горевшие свалки покрышек тоже доставили множество проблем. Один из самых крупных пожаров начался 31 августа прошлого года в Риге на проспекте Курземес — шесть автомашин Государственной пожарно–спасательной службы (ГПСС) и 33 пожарных работали на месте ЧП до поздней ночи.

Жаловались давно. И что толку?

Отметим очевидное: местные жители неоднократно жаловались на свалки у себя под боком. Но реакции не было.

Накануне пожара, получив сигнал от юрмальчан, журналист "СЕГОДНЯ" побывал в Слоке. И ужаснулся — вонь, крысы, мухи...

Нас тогда поразило несколько моментов:

* во–первых, свалка большая. С учетом небольшой Юрмалы просто огромная. Уже после пожара прозвучала цифра — 23 тонны отходов;

* во–вторых, свалка расположена на заболоченной местности. Если стоять рядом с горами мусора, то у вас под ногами хлюпала вода. В июне прошлого года автор этих строк там лично попрыгал по кочкам, когда делал фото (то есть все эти отходы и сгоревшая пластмасса имели прямой доступ к грунтовым водам — и относительно недалеко там находится скважина с питьевой водой, откуда ее получает население Юрмалы);

* в–третьих: воздух. Свалка и без пожара добавила в знаменитый курортный сосново–морской воздух свой акцент: зловоние, мухи. Пишу как очевидец: специфический "аромат" свалки во всей красе ощущался и на значительном удалении от этого места.

* и в–четвертых. Оказывается, отходы в Юрмалу свозили давно — с октября 2016 года. И ничего с этим не смогло сделать даже прямое вмешательство ГСОС.

Уже после пожара представители ГСОС разъяснили: мусор на площадке, где начался пожар, хранило ООО Prima M, хотя у него не было на это никаких разрешений.

ГСОС начала против этого предприятия административное делопроизводство и требовала до 24 июля освободить территорию от мусора. Фирма этот административный акт оспорила, но суд оставил постановление ГСОС в силе.

И вот тут — 18 июня — произошел пожар, который изменил общую ситуацию.

"На уборку денег нет"

Предприятие Prima M, которому принадлежала свалка, после пожара отказалось расчищать ее территорию, сославшись на отсутствие денег. У фирмы, как было заявлено, финансовые проблемы.

Госслужбе окружающей среды пришлось искать того, кто сделает это за хозяина свалки. Разумеется, не бесплатно. Тендер выиграла компания Clean R, которая и убрала мусор с территории пожарища за 550 000 евро — из кармана налогоплательщиков. Их еще надеются взыскать с ООО Prima M.

Но, отметим от себя, это маловероятно. Судя по данным Регистра, 21 сентября 2017 года у фирмы было аннулировано удостоверение плательщика НДС. Однако PRIMA M и по сей день действующая. Единственный ее член правления Луция Узклинге, 100% долей капитала принадлежат SO Trust SIA. Последней владеет и руководит Олег Соколов.


Что в итоге вменили трём подозреваемым

После пожара выяснилось: мусор, который горел в Юрмале (во всяком случае, часть его), был ввезен из Швеции — об этом свидетельствовали надписи на пластмассовых пакетах. 

Мы позвонили тогда в Швецию. И в разговоре с "СЕГОДНЯ" старший советник Госагентства защиты среды Хельги Зиолковский подтвердил: в Латвию действительно отправляли на переработку отходы из этой скандинавской страны. Однако конечной целью было другое предприятие — Aggregare под Лоей в Сейском крае.

Поэтому после пожара в сети имела хождения и такая народная версия: "Привезли отходы из Швеции, получили миллион и подожгли". Впрочем, были и другие версии. Так, в поджоге подозревали отчаявшихся юрмальчан, которые уже не знали, как иначе избавиться от этой свалки...

Что мы имеем на сегодняшний день: в связи с возможным поджогом пока нет ни подозреваемых, ни обвиняемых.

Однако на днях госполиция передала для уголовного преследования дело о нарушении правил утилизации отходов, что принесло значительный вред окружающей среде, здоровью людей, имущественным или хозяйственным интересам.

Подозреваемыми по делу признаны три человека. Им грозит наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет, принудительных работ или денежного штрафа.

Что сейчас со свалкой?

— Территория в настоящий момент уже очищена от отходов, — сообщила нам специалист по общественным отношениям Госслужбы окружающей среды Марута Буклевича. По ее словам, в том числе и загрязненная вода была собрана и передана управляющему территорией.

Кроме того, здесь была установлена сеть для мониторинга. За грунтовыми водами ведет наблюдение компания Geo Consultants.

В общем, звучит обнадеживающе. Еще бы получить назад деньги налогоплательщиков. Но, как уже сказано, это маловероятно.

Штраф за покрышки тоже под вопросом

С деньгами непросто и в другом деле. Напомним, летом прошлого года выяснилось, что в Риге на улице Старта компания Riepu bloki накопила более 1000 тон покрышек вместо разрешенных 30 тонн. Госслужба окружающей среды за вредные отходы оштрафовала компанию на 12,9 млн евро. Вскоре после этого компания подала на неплатежеспособность.

В суде компания честно указала, что у нее образовались долги в размере более 12,9 млн евро, в то время как средства Riepu bloku составляют всего 22 700 евро. Так что в начале 2018 года Лиепайский суд объявил Riepu bloki неплатежеспособной.

Какие надежды все–таки их взыскать? Как нам сообщила Марута Буклевича, решение о штрафе фирма Riepu bloki оспорила в суде. Процесс пока в разгаре, решение не принято. Непосредственно взысканием средств занимается СГД. (Подробнее о судах по штрафам за покрышки см. в главе "Оштрафованные и несогласные".)

Зато вывоз отходов начался — в Индию.

Администратор неплатежеспособной Riepu bloki Харалд Велмерс заключил договор с Eko Recycling.

— В июне с территории на ул. Старта было вывезено около 130 тонн использованных покрышек, — указывает М. Буклевича. — Инспекторы Госслужбы окружающей среды регулярно наблюдают за территорией. Во время проверок фиксируется наличие расположенных на территории морских контейнеров, процесса погрузки шин, запрашивается и проверяется вся документация.

Госслужба окружающей среды контролирует и деятельность предприятия на территории порта, чтобы удостовериться, что происходит отправка шин. Покрышки вывозят в Индию на предприятия по переработке. Госслужба окружающей среды уже получила подтверждение от индийского Министерства среды, леса и перемен климата, что у Eko Recycling есть все соответствующие разрешения.

Остается надеяться, что в далекой Индии покрышки действительно переработают, а не бросят лежать где–нибудь около населенных пунктов. И у индусов не появятся основания вспоминать латвийцев недобрым словом.

Промежуточный финиш

После экологических скандалов, как известно, был усилен контроль за перевозками мусора в Латвии.

С 2018 года все перевозчики должны информировать Госслужбу среды о перемещениях, чтобы можно было провести проверку. Кроме того, все переработчики мусора должны теперь обеспечить финансовую гарантию, выданную банком или страховым обществом, чтобы получить разрешение на свою деятельность. Эту гарантию будут использовать в том случае, если коммерсант не сможет выполнить свои обязательства по переработке.

Отметим от себя, уважаемые читатели: лучше бы, конечно, все это сделали бы, не доводя дело до пожаров. Но лучше поздно, чем никогда.


Оштрафованные и несогласные

Государственная служба окружающей среды также с 31 декабря прошлого года расторгла договоры с Nordic Recycling и предприятием Latvijas Zalais elektrons об утилизации отходов, оштрафовав их соответственно на 8,3 млн евро и 13,7 млн евро за неуплаченный налог на природные ресурсы. 

Nordic Recycling не обеспечил обещанного объема переработки отходов — не переработал 62,5% закупленных отходов стекла, 29% отходов упаковки из древесины, 2,5% отходов бумажной упаковки. За это количество непереработанных отходов налог на природные ресурсы для предприятия начислен в размере 8,3 млн евро (штраф оспорен в суде).

В свою очередь, Latvijas Zalais elektrons оштрафовано на 12,5 млн евро за то, что не переработал обещанного объема бытовых отходов. Предприятие не переработало 29% общего объема упаковки, в том числе 8,5% бумажной и картонной и 64% — стеклянной упаковки.

Также предприятие на своем полигоне опасных отходов не обеспечило переработку использованных шин, батарей и аккумуляторов, за что начислен штраф в размере 1,5 млн евро.

Latvijas Zalais elektrons с решением о штрафе борется в суде. Предприятие считает, что дело не в том, что оно не справилось, а в том, что Госслужба окружающей среды внезапно изменила правила игры и выдвинула новые требования. Коммерсантам не дали время подготовиться, а сразу начали проверять.

В минувший вторник Административный районный суд полностью отклонил жалобу Latvijas Zalais elektrons на примененный штраф. Помимо штрафа предприятию начислен еще и начет за неуплаченный налог на природные ресурсы в размере 1,285 млн евро.

Из приговора суда следует, что непонятно куда исчезло 282 000 кг использованных покрышек, а также множество батарей и аккумуляторов. Предприятие просто собрало все виды вредных отходов как минимум в трех населенных пунктах в Краславе и Даугавпилсе.

Впрочем, у предприятия есть еще возможность подать апелляцию.

"К такому никто не был готов!"

Вот что рассказывала о днях пожара в Юрмале Инара, чей дом находится всего в нескольких десятках метров от места пожара. Когда все началось, она с семьей была в Кулдиге. О том, что нужно поторопиться, они узнали от соседей. Дома картина была жуткая: пламя виднелось над верхушками елей. Ветер нес черные клубы дыма, дышать было совершенно нечем.

Более–менее успокоиться можно было только после заката, когда пожарным удалось ограничить пламя. Но все равно приятного было мало. Например, когда вертолет выливал тонны воды, в воздух поднимались куски горящей пластмассы и другого мусора. Они падали в саду Инары и соседей.

— Все было усеяно сгоревшими кусками пластмассы, даже пару батареек нашли. Все цветы были покрыты пеплом, машина была серая, дом. Потом все мыли. Когда сказали, что выделят деньги на уборку, мы на все лето закрыли окна — утром, как поднимался туман, такой запах гари стоял! — вспоминает Инара.

Земляника и другие садовые радости так и остались тогда несъеденными — жители боялись за свое здоровье. Охранники природы вроде бы говорили, что ничего опасного в них нет, но когда приезжали с проверкой, сами от угощения отказывались...

Как уже не раз отмечалось, Госслужба окружающей среды не была готова к такой ситуации. Самоуправление тоже реагировало неадекватно.

Например, самоуправление вроде бы предложило пострадавшему населению разместиться в гостиницах — в районе пожара нечем было дышать. Но кто об этом знал?.. Жителям также отправили питьевую воду. Но, как возмущается Инара, в 40–летней машине–цистерне, с которой раньше поливали улицы, а потом цветы. Когда вода постояла два дня, она была оранжевой!

Николай Кудрявцев, "Сегодня"

Комментарии

  • Kler 1 Июля 2018 20:37

    У Latvijas Zalais elektrons отозвано разрешение на сбор платежей с предприятий, которые с ним заключали договора и освобождались от налога на природные ресурсы? Раз в квартал исправно выставляют счет. Когда им заблокировали счет в Латвии, прислали письмо с указанием платить на счет в Словении. Как бы не оказалось, что СГД и всех платящих Latvijas Zalais elektrons сделает начет за неуплаченный DRN.

  • Конкурсант СГД 2 Июля 2018 09:43

    А что там с Коллеговой? Затихла, как Андреева на таблеточной фабрике )?