Версия для печати
  9:32    5.6.2017

Дело «упавшего с моста»: суд пересматривает приговор Гулбиса

Дело «упавшего с моста»: суд пересматривает приговор Гулбиса
vesti.lv
Рижский окружной суд продолжает пересмотр дела бывшего сотрудника службы безопасности Сейма и президента Эдгара Гулбиса, который обвинялся в содействии попытке поджога автомобиля бывшего работника Службы госдоходов Владимира Вашкевича. 

В понедельник процесс был перенесен из-за болезни Эдрага Гулбиса. Рассмотрение продолжится 12 июня. 

 

Ранее суд приговорил Гулбиса к четырем годам тюремного заключения, а предпринимателя Раймонда Шталбергса - к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы. Однако их не стали арестовывать прямо в зале суда, а затем они и прокурор подали апелляцию.

Первое заседание суда по этому делу состоялось еще 26 сентября 2008 года. И вот уже почти 9 лет идут процесс в разных инстанциях. Дело рассматривается на закрытых заседаниях, поскольку к одному из участников процесса по решению генерального прокурора была применена процессуальная защита. 


Эдгарс Гулбис стал знаменит на всю Латвию благодаря своему уникальному прыжку в Даугаву в конце сентября 2007 года. Случилась эта неприятность в тот момент, когда полицейские везли в изолятор. На мосту, по официальной версии, он освободился от наручников, выпрыгнул из машины и сиганул в речку, откуда был чудесным образом спасен. Однако, по версии Гулбиса, из машины его выбросили полицейские, чтобы расправиться с ним.

Отметим философски, уважаемый читатель: этот "наезд" Гулбиса на стражей порядка жизни ему не облегчил. Через своего адвоката и подругу Ивету Штейну — будущую жену он делал одно заявление за другим. Представители Гулбиса даже сообщили, что он подвергался нечеловеческим пыткам с применением сильнодействующих химических препаратов, что его пытались сломить, заставить взять чужую вину на себя, а когда поняли, что стойкий боец, прошедший Афган, не сдается, решили попросту убить, выбросив с того самого моста.

Однако закончилась эта пиар–акция Гулбиса весьма плачевно. Стала всплывать его "параллельная биография": ни в каком Афганистане он не служил, потому как возрастом даже не вышел (а значит, не было контузий, которыми он козырял), да и не был в армии в принципе, поскольку в призывном возрасте имел судимость и т. д. В итоге Гулбиса обвинили в целом букете совершенных преступлений.



Поджог машины Вашкевича и последствия

Как считает обвинение в начале лета 2006-го обвиняемый Раймонд Шталбергс «из личной неприязни к Владимиру Вашкевичу с целью его запугать» придумал план по причинению ему ущерба. План был разделен на ряд этапов. Первый: кража автомобиля. Этап второй: начинение его емкостями с горючей жидкостью. Этап третий: доставка «автобомбы» к ул. Экспорта, где работает Вашкевич, с намерением поджечь и уничтожить стоящую у здания Таможенного управления машину Subaru Impreza, на которой ездит Вашкевич.

Шталбергс привлек к реализации плана своих знакомых – ранее многократно судимого Евгения Белова и Эдгара Гулбиса, а также некое невыясненное лицо. 

Команда взялась за реализацию. Вечером 27 июня 2006 года, встретившись у дома в Риге на ул. Озолциема, Гулбис получил от Шталбергса задание: 28 июня 2006 года с 10 до 12 часов явиться в Ригу на Юглу к Этнографическому музею, взять у Белова автомобиль, угнанный последним. В случае, если остановят «дорожники», — показать свое служебное удостоверение. Далее — перегнать машину в район Ганибу дамбис и передать невыясненному лицу – исполнителю заключительного этапа плана. Последнему Шталбергс поручил доставить канистру с горючей смесью к рабочему месту Вашкевича и совершить, собственно, поджог.

Все прошло по плану: наутро на Бривибас гатве, 448, за сгоревшим зданием якобы произошла встреча Евгения Белова и Гулбиса. Офицер принял от Белова ранее похищенный автомобиль VW Jetta, перегнал его на стоянку магазина Rimi на ул. Пулквежа Бриежа и в 12.30 передал его третьему соучастнику. Тот, в свою очередь, получил от Гулбиса ключи, сунул в багажник канистру объемом 20 л, наполненную смесью бензина и дизельного топлива, и около 13.00 приехал на этой машине к зданию Криминального управления таможни СГД.

Там он поставил авто возле Subaru Impreza Вашкевича, положил привезенную канистру с упомянутой горючей смесью к водительской двери автомобиля Вашкевича, поджег бумагу, заткнутую в горлышко канистры, и сбежал. Единственное, что спасло машину, — слишком раннее обнаружение канистры охраной. Ее отволокли на проезжую часть и загасили огнетушителем.

Итог эпизода: потерпевшему Вашкевичу был причинен материальный ущерб на сумму 100 латов — обгоревший лак на машине...

Один из обвиняемых по этому делу — Евгений Белов – в свое время пропал, по нему был выделен в отдельный процесс, а сам он находится в розыске.

Прыжок с моста в Даугаву

Офицер Эдгар Гулбис был задержан 22 августа 2007 года и просидел месяц в следственном изоляторе полиции. Вышел он 21 сентября 2007-го, а уже через неделю был снова задержан и совершил свой знаменитый полет с Островного моста в осеннюю Двину. Об это очень много тогда писали.

Оказавшись знаменитым, Гулбис вскоре написал заявление о том, что в его бытность в изоляторе он подвергался пыткам — разнообразным и жестоким.

В частности в жалобе фигурировали следующие издевательства над боевым офицером: били толстым справочником по голове, различными предметами по почкам, подвешивали с гирькой. Его также пичкали наркотиками — вводили внутривенно и орально, зажимая нос, засыпая в рот таблетки и насильно заставляя запивать водой. В общем, беспредел.

По этому поводу в полиции Бюро внутренней безопасности была проведена служебная проверка. А самого Гулбиса не менее внимательно исследовали медики.

Эта проверка выявила ряд нарушений при задержании.

«Полицейские надели наручники, хотя и не были обучены это делать. При этом они не знали, что при транспортировке задержанного двери у автомобиля можно заблокировать так, чтобы их невозможно было открыть», — сказано в отчете.

Однако следователи не констатировали, что перед знаменитым полетом в Даугаву Эдгара Гулбиса кто-то из машины вытолкнул.

Сам задержанный тогда описывал все так: сначала он получил удар по лицу, потом сильный толчок в спину, «потом асфальт, катился, помню, как удаляется мост, темно, мокро и темно-желтый свет».

Как выяснили проверяющие, из наручников Гулбис освободился сам – они неплотно прилегали к рукам. Впрочем, как оказалось, не каждый сотрудник полиции имеет право надевать на кого-то наручники – это могут делать только специально обученные люди. Так вот, сотрудники Управления по борьбе с оргпреступностью, которые конвоировали Гулбиса, такого спецкурса не прошли.

Далее, как выявила проверка, перевозчики не знали, что автомобиль оборудован множеством механизмов, которые позволяют заблокировать практически любую его дверь так, чтобы ее было невозможно открыть изнутри. Задержанного полицейские не поместили в специальный отсек, так как, по их объяснению, бывали случаи, когда именно его замки легко ломали нарушители. Гулбиса для надежности было решено транспортировать в салоне. Однако то, что и двери салона можно заблокировать, полицейские не знали.

При этом они признают: офицера службы безопасности они даже не воспринимали как опасного преступника, от которого можно ожидать побега. И это несмотря на то, что они знали: Гулбис – бывший десантник, то есть человек с особыми навыками.

Обнаружены были и другие мелкие нарушения: полицейские в автомобиле не были пристегнуты, Гулбиса не проинформировали о его правах, в каком деле и в каком статусе допрашивают его гражданскую супругу - также никто не сообщил.

Вскоре после падения Даугаву было также обнародовано сообщение: медэксперты нашли в крови Гулбиса следы МДМА, — психотропного, как известно, вещества.

Как заключила экспертиза, наркотик никак не мог проникнуть в организм Гулбиса раньше 22-23 сентября. То есть в тот период, когда после месячного заключения офицер вышел на волю. Но у защиты Гулбиса были к этому заключению претензии.


Афганец оказался липовым

Сейчас в рамках дела о поджоге машины Вашкевича Гулбису вменяют также подделку документов. Когда в начале разбирательств полиция созвала пресс-конференцию, чтобы поделиться шокирующими фактами биографии "десантника и офицера", на ней Гулбиса назвали "мошенником, по сравнению с которым даже Остап Бендер - младенец".

Как сообщали в 2007 году, расследуя дело о возможном применении пыток к Гулбису во время ареста, полиция обнаружила, что он давал ложные показания. биографии".

Как объявил на пресс-конференции тогдашний начальник Главного управления криминальной полиции Дайлис Лукс, по данным стражей порядка, Гулбис начал заниматься мошенничеством еще будучи подростком, а в 1987 году был осужден на два года за семь квартирных краж. 

Однако тогда ему было всего 16 лет, поэтому исполнение приговора было отложено на два года. Согласно тогдашнему законодательству, если за этот период человек не совершил других преступлений, его могли освободить от наказания при условии, что это первая судимость. В начале 90-ых в стране начались масштабные изменения, и Гулбису удалось полностью избежать тюрьмы.

Полиция выяснила, что документы о судимости Гулбиса из базы данных Министерства внутренних дел каким-то образом пропали.

Гулбис был в свое время также отчислен из профтехучилища за неуспеваемость. Затем он приобрел поддельный аттестат о среднем образовании. Полиция возбудила по этому факту два уголовных дела - против самого Гулбиса и против руководителя учебного заведения, выдавшего фальшивый документ.

При этом, Ивета Штейна, тогда ещё неофициальная супруга Гулбиса, утверждала, что он служил в советской армии и даже побывал в Афганистане. Однако представители Ассоциации ветеранов войны в Афганистане сообщили, что Гулбис никогда не служил вместе с ними.

При обыске в квартире Гулбиса были обнаружены смонтированные фотографии, на которых он якобы изображен вместе с другом в Афганистане, а также почетная грамота за отличную службу, подписанная Михаилом Горбачевым.

"И в горе, и в радости": свадьба в тюрьме

Когда Эдгар Гулбис ещё находился под стражей, он и его многолетняя подруга Ивета Штейна поженились.

На фоне повсеместных разводов и предательств этот сюжет выгодно отличается своим оптимизмом. Уже зная, что Гулбис идет под суд, Ивета Штейна все же рискнула не только заключить с ним брак, но и взять его фамилию. До задержания Эдгара чета Гулбисов прожила шесть лет в гражданском браке.

Г-жа Штейна продемонстрировала редкую по нашим временам преданность. После того как у бойфренда начались неприятности, Ивета не только не оставила его, но и ни на минуту не прекращала защищать.

Когда Эдгара Гулбиса отпустили после первого задержания по подозрению в поджоге автомобиля Владимира Вашкевича, именно г-жа Штейна отвезла его в больницу, где у него были зафиксированы ушибы и следы наркотиков.

Через пять дней после этого Гулбиса задержали снова. Тогда вместе с ним «повязали» и Ивету Штейну. Их рассадили по разным машинам. И во время конвоирования по Островному мосту Гулбис совершил свой легендарный прыжок в Даугаву.

Позже именно Штейна обвинила сотрудников силовых структур в том, что они пытались выбить у Эдгара Гулбиса признательные показания при помощи пыток. Все это время Ивета Штейна была практически пресс-секретарем Гулбиса. На вопросы журналистов о всплывших подробностях биографии Гулбиса она отвечала, что «ничего такого не знает».

- А вы своей жене все рассказываете? — спросила г-жа Штейна одного из корреспондентов. — Про то, что у него было в 16 лет, он мне не рассказывал. Про войну мы тоже не говорили. Я знаю только про то, что сейчас. И получается, что то, что он жизни спасал, из огня людей вытаскивал, никому не нужно.

Повторимся: редкий случай, супруга была на стороне Гулбиса при всех обстоятельствах.