Версия для печати
  9:12    7.12.2017

Мнимая жена за рулем: на чем поймали вице-мэра Гаркалне (документ)

Мнимая жена за рулем: на чем поймали вице-мэра Гаркалне (документ)
vesti.lv
Поучительное дело о страховом мошенничестве: мы рассматриваем нюансы и подводные камни, которые поджидают водителей, решивших "схимичить", на примере конкретного громкого дела.

На днях выяснилось: заместитель председателя Гарлканской думы Юрий Силов остается не у дел, так как вступил в силу приговор по обвинению его в мошенничестве. Сначала суд приговорил его к трем годам тюрьмы, но затем заменил заключение на штраф в 19 000 евро. 

Что в итоге удалось доказать обвинению: Юрий Силов, пытаясь скрыть следы ДТП на служебной машине (новенькой Toyota Land Cruiser), вовлек свою жену в страховое мошенничество на сумму более 20 000 евро. Сам Силов, который в момент аварии исполнял обязанности председателя Гаркалнской краевой думы, а затем был избран в сейм, настаивал на своей невиновности. Чтобы процесс начался, Силов даже отказался от депутатского мандата. Но доказать невиновность не удалось.

Это пример того, как опасно затевать страховое мошенничество: на любом этапе что–то может пойти не так. Поначалу для политика все шло хорошо. Да, он попал в аварию будучи пьяным, но ему удалось убедить полицию и даже страховщиков, что за рулем находилась его жена Елена. Toyota Land Cruiser отправилась в ремонт, а Силову предоставили такой же внедорожник. Проблемы начались позже, когда об этом случае узнал сотрудник думы, с которым как раз начался трудовой конфликт. Этот сотрудник обратился в Бюро по борьбе и предотвращению коррупции... И вот итог.

Лиса и внедорожник

Процитируем приговор суда, чтобы понять, что же произошло. Суд указывает, что Силов, будучи пьяным, 6 декабря 2007 года совершил ДТП. В результате пострадала машина Toyota Land Cruiser, которая была у него в пользовании. Что важно, это авто было застраховано в Baltijas Apdrosinasanas Nams. Обвинение подчеркивает: водитель знал, что по договору не имеет права на возмещение, если совершил аварию под воздействием алкоголя или других опьяняющих веществ. После такой аварии чинить авто, стоимость которого была оценена в 27 747 латов, Силову пришлось бы за свой счет. Но на помощь пришла супруга.

Они договорились и в полицию подали не соответствующие действительности пояснения. На их основании страховщик 9 января 2008 года принял решение выплатить возмещение в размере 23 973,41 лата. Правда, вместо этого Силов, как председатель думы, страховщик и поставщик авто заключили трехсторонний договор о замене разбитой машины на новый Toyota Land Cruiser.

В суде, в свою очередь, зачитали досудебные показания Елены, где она в качестве свидетельницы заявила, что 6 декабря 2007 года поехала на служебной машине мужа, чтобы забрать его из дома заместителя. Муж сел в машину, они поехали домой, но внезапно на дорогу выбежала лиса, из–за чего водитель резко выкрутила руль. Машина съехала с дороги и перевернулась. Свидетельница добавила, что муж ее вытолкал из окна наружу и она побежала. Сейчас не может объяснить, почему побежала, но побежала домой, в Упесциемс. "Все было как в кошмаре", — добавила тогда свидетельница. Дома ее встретила старшая дочь. Она не помнит, кто вызвал скорую и полицию. Она не помнит, что делала потом и как оказалась у мужа. Кажется, поехала назад на машине Toyota RAV4. На месте уже была скорая. Женщина не смогла объяснить, почему сама не вызвала медиков.

Елена в полиции добавила, что муж совершенно точно не вел машину, потому что незадолго до этого ему сделали операцию по пересадке костей, и он передвигался с помощью костылей. Однако служебная машина была как раз удобна для человека с такими ограничениями.

"Если везла мужа, почему же звонок застал в Ропажи?"

Супруга также пояснила, что 5 декабря 2007 года отвезла мужа к дому советника в Лангстини, конкретный адрес не знает. Выпустила у дома советника и тут же уехала. Далее весь вечер была дома, пока не направилась забирать мужа. Пояснила, что они в принципе живут неподалеку — Упесциемс в 20 минутах ходьбы от Лангстини, причем медленным шагом. На машине вообще 5 минут.

Далее женщине начали задавать вопросы, почему звонок на мобильный 6 декабря в 00.13 застал ее в Ропажи. Но она настаивала, что не была в Ропажи. Утверждала, что была дома, потом просто поехала за мужем, притом той же дорогой назад (улица единственная, вокруг дома), и тут бац — животное.

Сам Силов подтвердил в досудебных показаниях, что 5 декабря 2007 года был в гостях у коллеги. При этом в то время он находился на больничном, потому что в октябре того же года перенес две операции. Жена отвезла, потом забрала, поехали — но машина во что–то ударилась, потом перевернулась на бок. Жену Силов вытолкал наружу через открытое окно. Пришел в себя только на следующий день дома. По словам жены, его возили в больницу, но он этого не помнил.


Страховщики поверили полиции

Страховой агент в суде пояснил, что сомнений поначалу не возникло — поверили информации полиции. Какие–то нестыковки были с самого начала: водителем в полицейском протоколе был указан один человек, потом появился другой, к тому же вроде бы имело место оставление места ДТП... Но все–таки случай признали страховым. 

Кстати, супруга мэра признала вину в аварии, согласилась, что выбрала неподходящую скорость и даже оставила место ДТП сразу после аварии.

И все казалось бы хорошо. На чем же все посыпалось?

Оказалось, вице–мэра под статью подвел трудовой конфликт.

"Начальник велел не вмешиваться и молчать"

В суде выступил сотрудник Гаркалнской думы, который обратился в KNAB. Это Ритвар Гривиньш, который в то время работал в думе экономистом и был ответственным за материальные средства учреждения.

По его показаниям, в конце декабря 2007 года в думе должна была начаться инвентаризация. Однако распоряжения об этом почему–то председатель не отдавал. Приказ пришел только в марте 2008 года. И в нем уже не сходились номера шасси авто, но на это никто не обратил внимания.

— Я как–то в кафе услышал от коллег сплетни, что Силов попал в аварию и разбил машину. До этого другой сотрудник думы разбивал машину, и я оформлял документы в связи с этим. Думал, что Силов меня тоже попросит этим заняться. Но этого не произошло, — вспоминал свидетель.

Далее, после каких–то подозрительных слухов и звонка от другого депутата, который намекнул, что машина у думы другая, а "правильная" — стоит разбитая в сервисе, Гривиньш решил это проверить.

— Я отправился в сервис Wess Motors, чтобы узнать, действительно ли там стоит наша разбитая машина. Девушка в сервисе при мне связалась с хозяином "тойоты", спросила у него, можно ли показать машину. Потом передала мне трубку и, к своему удивлению, я услышал голос Юрия Силова, который в это время официально находился в командировке в России. Он на меня накричал, спросил, что я там делаю и почему сую нос не в свои дела.

Кстати, свидетель упоминает такой факт: перед этим Юрий Силов долго был на больничном. Он всем сказал, что повредил колено на спортивных занятиях — он занимался регби. Но свидетель связал травму с аварией...

По словам Гривиньша, в тот же день Силов позвонил ему снова. Ругался, угрожал уволить. В третий раз они уже разговаривали, когда Юрий Силов вышел на работу.

— Он признался мне, что совершил аварию, сказал, что еле остался жив. При этом подтвердил, что машину поменял: купил за свои деньги такой же джип и зарегистрировал на имя думы.

— Он сказал, что купил джип за свои деньги? — уточнил прокурор.

— Да, — подтвердил свидетель.

Ритвар Гривиньш при всем этом не скрывает: отношения с экс–работодателем у него не сложились, а раскрытие истории с аварией пришлось на период, когда его увольняли.

— Официальная причина была в том, что я якобы нецелесообразно использовал свое положение, — говорит Гривиньш. — Мы судились по этому поводу. Но, к сожалению, я суд проиграл. Неофициальная же причина, я думаю, была в том, что Силов считал меня "враждебным элементом" в коллективе. Поэтому не доверял и не сказал мне об аварии.


Кому выгодно?

Суд первой инстанции проверил все доказательства и сурово наказал Силова и его супругу за мошенничество: 3 года тюрьмы для него и 3 года условно для женщины. 

После этого защита подала апелляцию. Подсудимые и их адвокат настаивали, что никак не могли нажиться на преступлении. Машина все равно доставалась краевой думе — при чем тут Силовы?

Однако Рижский окружной суд согласился лишь с тем, что суд первой инстанции допустил несколько процессуальных ошибок и затянул с рассмотрением дела.

В итоге 12 июня 2017 года тюремное заключение для Юрия Силова было изменено на штраф в размере 19 000 евро, его супругу оправдали.

Верховный суд 28 ноября кассацию отклонил. Так что приговор Рижского окружного суда вступил в силу.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"

Галерея изображений