Версия для печати
  9:12    29.5.2018

Увод 15 млн у Norvik banka: дело Winergy рассматривают на закрытом суде

Увод 15 млн у Norvik banka: дело Winergy рассматривают на закрытом суде
Начался процесс по мошенничеству с отмываниями на более чем 15 миллионов. Под судом оказалась латвийско–эстонская группа из семи человек, которым вменяются махинации с банковскими кредитами.
В суде Латгальского предместья Риги, как было указано в судебном расписании, на скамье подсудимых оказались: Андрус Петерсон, Алари Пипералс и Хенри Треуде (граждане Эстонии), а также Юрий Шапуров, Алдис Упениекс, Янис Ванкс и Илзе Берзиня (граждане Латвии).

Им вменяется получение мошенническим путем денежных средств в крупном размере в составе организованной группы, а пятерым обвинения предъявлены также в легализации нажитых преступным путем средств. Часть этих средств была выдана в виде кредитов предприятиям, которые на тот момент уже находились в состоянии фактической неплатежеспособности и контролировались обвиняемыми. 

В минувшую пятницу суд решил, что процесс будет происходить в закрытом режиме. Ходатайство об этом было обосновано тем, что в материалах дела много информации, содержащей коммерческую тайну Norvik Banka. Просьбу высказала представитель банка, к ней присоединились все остальные участники дела, в том числе и прокурор Эвита Масуле. При этом было также отмечено: за закрытыми дверьми проходят и другие судебные процессы, связанные с Winergy и Norvik Banka.

В чем суть дела

Принадлежащая эстонцам компания Winergy и связанные с ней фирмы набрали в Norvik Banka многомиллионные кредиты на строительство ветряного парка. Спор разгорелся, когда банк начал возмущаться, что ему не хотят возвращать деньги, но Winergy обвинила банк в отъеме электростанции. Представители Winergy, в свою очередь, жаловались на рейдерство и требовали защитить инвестиции. В ответ представители банка уверяли: учреждение стало жертвой мошенничества с кредитами.

В итоге возникло множество процессов, связанных с этими спорами. В 2015 году Вентспилсский суд, например, признал фиктивной сделку на сумму 35 миллионов евро на поставку 13 генераторов между участником тяжбы с Norvik Banka, девелопером ветряного парка Winergy, и эстонским предприятием Firepower.

Как пояснил тогда журналистам президент Norvik Banka Оливер Брамвел, суд удовлетворил иск Norvik Banka в полном объеме и в своем вердикте указал, что в действительности целью участвующих лиц была не правовая сделка, а введение в заблуждение других лиц.

Оливер также отметил, что признанная Вентспилсским судом фиктивной сделка впервые появилась в разработанном Winergy плане процесса правовой защиты (ППЗ), чтобы план ППЗ не пришлось согласовывать с крупнейшим кредитором Winergy — Norvik Banka. И еще: хотя договор покупки между Winergy и Firepower предусматривал поставку 13 генераторов на 35 млн., в качестве обеспечения исполнения сделки Winergy предоставила в залог только автомашину Renault...

Позже стороны заключили мировое соглашение. Парк перешел под контроль банка, однако по поводу мошенничества уже был начат уголовный процесс.

"В Латвии целая индустрия банкротств!"

В разгар следствия публично жаловался на происходящее и акционер, председатель совета Norvik Banka Григорий Гусельников. Он заявил, что лично ощутил на себе давление "латвийской индустрии банкротств".

— В Латвии непропорционально огромный бизнес, связанный с банкротствами, целая индустрия. Это несоразмерно для маленькой страны, к тому же эти люди оказались очень богатыми, а как они стали богатыми? Разрушая экономику страны... Дело Winergy можно взять и исследовать с самого начала, когда банк в результате мошеннических действий потерял предмет залога. На тот момент обозначился весь круг проблем, существующих в области защиты кредиторов, — пояснил банкир в интервью Dienas Bizness.

В деле Winergy конкретная претензия у банкира вот в чем: якобы в интересах банка ветряной парк Winergy был арестован, но оказалось, что по этой причине банк должен держать резерв в размере 26 миллионов евро, который вычитается из его капитала, поскольку регулятор финансового рынка говорит, что ветряной парк арестован и его могут конфисковать.

Уже в нынешнем, 2018 году стало известно: иск Norvik Banka и его владельцев против латвийского государства в Международный центр рассмотрения инвестиционных споров (International Centre for Settlement of Investment Disputes — ICSID) был принят к рассмотрению. Сумма иска будет раскрыта позже во время рассмотрения арбитражного процесса.


Люксовые авто вместо турбин

Поскольку процесс идет в закрытом режиме, подробности дела Winergy из зала суда разглашаться не будут. Но в неофициальном порядке известно достаточно много.

Так, в ходе следствия со ссылкой на Управление финансовой полиции СГД Diena высказала такую версию: часть денег, предназначенных для покупки новых ветряных турбин, были частично "использованы на нужды участников преступной группы", в том числе на приобретение автомобилей класса люкс и дорогой недвижимости в Юрмале и других местах. 

При этом в деле фигурируют экс–руководитель управления корпоративных клиентов банка, экс–супруга министра внутренних дел Мариса Гулбиса Тина Петерсоне и ее нынешний спутник жизни, эстонский предприниматель Андрус Петерсон.

Приводились такие цифры: 26 января и 11 февраля 2011 года на счет Winergy в два платежа пришли суммарно 1,089 миллиона евро, которые было частью кредита банка Norvik на постройку электрической подстанции и дороги для нужд будущего ветряного парка Kurzeme. Пару недель погуляв со счета на счет, большая часть этого кредита, 702 650 евро, попала к эстонскому предприятию Tavid, со счета которого деньги были сняты уже в виде наличности.

"Упомянутое свидетельствует о том, что Winergy получила намного больше средств на постройку подстанции, чем было необходимо. Лишние деньги легализовали, перечислив их связанным с фирмой предприятиям и при посредничестве Tavid получив наличные", — указывает Diena.

В свою очередь из примерно 36 миллионов евро, которые взяты в банке для покупки ветряных генераторов, только 23,6 миллиона перечислены за новое оборудование его производителю Siemens, часть купленных турбин на самом деле были подержанными, и перед установкой их возили в Эстонию ремонтировать.

Официально считается, что три ветряные турбины в Латвию доставлены по морю из Англии, но следователи, допросив члена правления предприятия, нанятого для транспортировки турбин, выяснили, что на самом деле детали генератора из Вентспилсского порта дальше были отправлены в Эстонию на ремонт. После ремонта та же самая фирма везла их назад, "а потом детали были выгружены на лугу в Вентспилсском районе, где–то у Попе".

В ходе криминального процесса из передвижения финансовых средств по банковским счетам нескольких фирм стало известно, что ветряные генераторы фактически были приобретены у эстонского предприятия Meritreid, занимающегося ремонтом и продажей подержанных генераторов.

Таким образом, более 13 миллионов евро могли быть "потрачены на личные нужды". На многие миллионы евро, которые были взяты в банке Norvik на развитие ветряного парка, на самом деле покупалась хорошая жизнь для участников дела Winergy.

От Европейской службы возврата национальных средств следователи получили информацию, что в 2011 году эстонские предприятия, упоминаемые в процессе и связанные с Петерсоном, зарегистрировали ряд транспортных средств класса люкс — как автомобилей, так и мотоциклов:

* информация, собранная банком Norvik из публичных регистров Эстонии, свидетельствует, что Петерсон ездит на Maserati Granturismo MC Stradale 2012 года выпуска, владелицей которого в регистрах указана его мать — Рути Петерсон;

* связанное с делом Winergy предприятие Firepower приобрело джип Toyota Land Cruiser 2014 года выпуска;

* эстонская фирма TNHL OU, в правлении которой работает Петерсоне, купила джип Lexus RX450H 2012 года выпуска. Акции TNHL OU принадлежат зарегистрированному на Кипре предприятию Saleve Ventures Limited;

* еще один джип той же серии, только на год новее, приобрела фирма DL Center OU, в правлении которой состоит прежняя жена Петерсона Эвита Петерсон.

Сам Петерсон указанные нюансы комментировать для журналистов не стал.

Промежуточный финиш

В минувшую пятницу суд Латгальского предместья Риги планировал рассмотреть вопрос о применении мер принудительного воздействия к предприятиям Osmali, Pope VP1 и Energocom Plus. Однако представители Osmalu и Pope VP1 не явились.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"