Версия для печати
  9:12    27.6.2018

Нео и "не та" партия: главный латвийский идеалист снова разоблачает

Нео и "не та" партия: главный латвийский идеалист снова разоблачает
Facebook
Не везет известному латвийскому идеалисту — исследователю лаборатории искусственного разума Института математики и информатики Латвийского университета Илмару Пойкансу, известному также как "хакер Нео". Ему снова пришлось взяться за разоблачения.
Несколько лет назад он решил открыть обществу глаза на зарплаты чиновников, которые отнюдь не ужались во время кризиса, хотя остальной народ призывали затянуть пояса. За это он поплатился уголовным делом и приговором. (Подробнее об этом — см. в главе "Нео и зарплатный скандал".) 

И вот новое испытание. Еще в разгар скандала с зарплатными сливами ученый объявил: "Я хочу, чтобы мои дети и внуки жили в хорошей стране. Поскольку переезжать я не собираюсь, Латвии придется меняться". Для практического осуществления этого плана он и вступил в партию Кайминьша. Однако политика оказалась грязным делом.

"Купи пистолет и нажми на курок!"

В 2016 году Нео присоединился к партии Артусса Кайминьша "Кому принадлежит страна" (KPV LV). Однако уже в октябре того же года Пойканс и ряд других членов KPV LV заявили о выходе из рядов партии. В качестве причин Пойканс назвал ложь лидера партии Артусса Кайминьша и неясное финансирование.

"Нео, купи наконец этот пистолет и нажми на курок. Будь настоящим хакером до конца. Можешь? Ждем "бум" и письмо", — призвал тогда его в ответ лидер партии Артусс Кайминьш.

Атмосфера накалялась, а Нео в итоге написал заявление в прокуратуру.

На прошлой неделе, как известно, антикоррупционное бюро (KNAB, БПБК) в рамках уголовного процесса о возможном незаконном финансировании партии KPV LV задержало депутата сейма и лидера этой партии Артусса Кайминьша, члена партии Закатистова и бизнесмена Виестура Тамужса.

Не называя имен, KNAB вменяет экс–сопартийцам Нео такую схему: весной 2016 года бизнесмен (очевидно, Тамужс) договорился с членом правления политической организации о мошенническом получении у некоего предприятия крупных финансовых средств с целью незаконного финансирования политической организации. Между предприятием и Per capita, полностью принадлежащим Закатистову, был заключен договор о консультациях. Каждый месяц предприятие перечисляло 2000 евро плюс НДС на банковский счет Per capita.

Полученные в результате мошенничества средства направлялись на финансирование KPV LV.

Нео: деньги шли через Suņu būda

Нео так отреагировал на недавнее задержание Кайминьша:

"Сегодня публично завершился процесс, который начался в 2017 году: БПБК наконец–то подтвердило, что информация, которую я и еще несколько человек озвучили в 2016 году, а после чего вышли из партии KPV LV, имеет юридически доказуемую основу, — пишет он в соцсети Facebook. — Это одна из причин, почему я вышел из KPV LV: из–за лжи Артусса Кайминьша о финансировании партии и связанными с ней людьми, или потенциальными получателями выгоды от партии. Так как этот процесс затянулся, возможно, теперь скандалы вокруг происходящих событий в сфере администраторов неплатежеспособности только подтвердили политическую волю в том, чтобы разобраться с этим. Но это не было первопричиной.

О планах БПБК выдвинуть обвинение я был информирован еще в середине мая, когда Алдис Гобземс (кандидат в премьеры от KPV LV. — Прим. ред.) сидел тихо как мышка и не сказал ни одного слова о сфере неплатежеспособности. Возможно, публичные выступления Гобземса простимулировал тот факт, что он прекрасно знал о нынешних уголовных процессах, и все эти шоу стали бы хорошим оправданием для теории заговоров о политической мести. Хотя и это нельзя полностью исключить, учитывая интересы политических группировок в борьбе за "освоение" денег налогоплательщиков".

Но это отнюдь не все. Пойканс также утверждает, что в его распоряжении есть документы, которые свидетельствуют о процессах начиная с конца 2015 года. Речь идет о сомнительных денежных потоках от предприятий Мерони через компанию Suņu būda, которые, считает Пойканс, можно назвать "стипендией", и о секретных разговорах и соглашениях с Тамужсом, в которые также был вовлечен Атис Закатистов.

"Поэтому ясно, что Кайминьш мне и обществу лгал с самого начала, — считает Пойканс. — Прежде чем принять решение о вступлении в KPV LV, я задал вопросы: не стоит ли за ним богатый дядюшка с деньгами и не связана ли партия с Гобземсом? Он врал, отвечая "нет" на эти вопросы. Можно обманывать всех людей какое–то время или нескольких людей все время. Но нельзя обманывать всех людей все время".

"Герой? Да он же продался!"

Отметим от себя: соцсети и при этом скандале послужили площадкой для мини–войны за умы. Судя по комментариям, Нео поддерживали многие, хотя скептики и усмехались: ну сколько "эти" могли украсть? Пару тысяч? Тут миллионы неизвестно куда деваются. Но идеалисты им возражают: с тысяч все только начинается.

Разумеется, подтянулись и зубоскалы:

"Слышал, что Кайминьш принял Пойканса на работу в качестве специалиста по рекламе. Результаты, говорят, хорошие", — пишет Виестур.

Еще один Виестур, в свою очередь, разделяет позицию его противников:

"О каком народном герое Пойкансе или Нео вы все тут говорите? Может быть, вы не знаете, что это человек, который продался тем, кого когда–то сам ненавидел. Называйте его не героем, а предателем! И предателей нужно уничтожать как сорняки!"


Всех уже выпустили

Тем временем, пока кипят страсти, всех задержанных уже выпустили.

На пресс–конференции в понедельник лидеры KPV LV объявили, что дело вообще не политическое, а экономическое. И жалоба связана с перенятием предприятия Eco Baltia. Предприниматель, председатель совета Eco Baltia Виестур Тамужс заявил, что с этим процессом может быть связан другой предприниматель — Марис Симанович. 

Однако сам Симанович категорически отверг версию Тамужса.

"Я не писал никаких заявлений в БПБК. Насколько известно из публично доступной информации, БПБК начало уголовное дело в 2016 году по заявлению Илмара Пойканса, — сказал он. — Я категорически отвергаю любые спекуляции Тамужса о попытках перенять власть в Eco Baltia. Договор акционеров строго устанавливает их права и обязанности, а работой предприятия руководит совет, которому подчиняется правление, поэтому разногласия между акционерами не могут повлиять на деятельность предприятия".

Промежуточный финиш

Что очевидно, уважаемые читатели: этот процесс мог начаться довольно давно. Как справедливо указывает Нео, он написал заявление еще два года назад. Однако все произошло в самый канун выборов.

Сторонники Кайминьша на это указывают и ссылаются на провальные рейтинги правящих партий: мол, убирают лишних конкурентов.

Что ж, учтем и эту версию.

Нео и зарплатный скандал

Илмарс Пойканс в 2010 году обнаружил, что база электронного декларирования данных СГД, по сути, открыта в своей якобы закрытой части. Он скачал на свой ноутбук в общей сложности более 7,4 млн документов объемом 120 гигабайтов, и — порциями — в СМИ опубликовал информацию о супердоходах топ–менеджеров бюджетных учреждений Латвии.

Разоблачитель ссылался на придуманную им же самим "Народную армию четвертой Атмоды" (4ATA), а себе он взял никнейм Нео — как у главного героя известной в свое время антиутопии "Матрица".

Так, например, благодаря Нео общество узнало, что в разгар кризиса зарплаты в Latvenergo составляли в общей сложности 14% всех расходов. У председателя правления госкомпании Карлиса Микелсонса, который был позже задержан по подозрению к коррупции, жалованье в месяц составляло почти 12 тысяч латов. В целом снижение зарплат на 10–20% привело бы к снижению тарифа для населения и предприятий на 1,4%–2,8%.

После этого в 2010 году Пойканс был признан человеком Европы в Латвии.

Однако параллельно хакера отправили под следствие. Суд длился с 2013 года и прошел два круга. Итоговый приговор: 60 часов принудительных работ. И только в декабре 2017 года президент Раймондс Вейонис поставил точку в этом деле: он принял решение о помиловании Пойканса.

"Хотя Илмарс Пойканс своими действиями нарушил закон, общественность от этого выиграла больше, чем последствия его деяний. Это поспособствовало открытости и прозрачности в госуправлении, а также привлекло внимание к безопасности государственных систем", — отметил президент.

И с Нео сняли судимость.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"