Версия для печати
  10:14    26.12.2017

Дела по подделке завещаний: как действуют мошенники

Дела по подделке завещаний: как действуют мошенники
Нередко жертвами мошенников становятся одни из самых незащищенных жителей Латвии – одинокие пенсионеры. То и дело Государственная полиция предупреждает жителей: «злоумышленники под видом социальных работников выманили у пожилого человека все деньги и украшения», «телефонным мошенникам удалось обмануть несколько пожилых людей на сумму несколько тысяч евро...». Однако мишенью преступников порой становятся квартиры одиноких пенсионеров. «МК-Латвия» выяснила, по каким схемам работают преступные группировки, а также как не отдать свое имущество жуликам.
Легкая добыча

Мошенничество является преступлением, цель которого хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Одним из видов такого правонарушения является подделка завещаний. По словам заместителя начальника Управления экономической полиции Илзе Соколовски, мишенью преступников, промышляющих таким видом обмана, становятся квартиры одиноких пенсионеров, у которых нет близких родственников. Впрочем, даже если они есть, но по разным причинам не навещают своих престарелых предков, это не всегда является преградой для злоумышленников. 

– Ежегодно наше управление регистрирует три-пять подобных преступлений в год и, думаю, примерно столько же фиксирует Региональное управление Государственной полиции. Количество случаев подделки завещаний год от года не меняется и остается более-менее одинаковым, – рассказывает Илзе Соколовска.

По ее словам, в регионах Латвии подобные преступления совершаются реже, чем в столице.

– Как правило, там люди знают друг друга лично – кто где живет, у кого какие родственники. Словом, все на виду. Появление посторонних людей или какие-то манипуляции с недвижимостью не проходит незамеченным, – пояснила Илзе Соколовска.

Она поведала, как мошенники становятся обладателями квартир пожилых людей.

Охота за «языком»

Все начинается с получения информации об одиноком пенсионере, являющимся владельцем квартиры. Как показывает практика, жертвы и преступники не знакомы друг с другом в жизни. Каналы, которые используют мошенники для поиска перспективных объектов, самые разные. Например, в одном случае источником являются болтливые соседи, в другом – домоуправление и даже социальные работники («МК-Латвия» ни в коем случае не хочет бросать тень на всю социальную службу, но такое имело место быть).

– В ходе расследования одного из дел о мошенничестве мы установили, что источником информации для преступников стал социальный работник, который довольно долго ухаживал за одиноким пожилым человеком, – утверждает Илзе Соколовска.

Преступники начинают действовать после смерти одинокого пенсионера.

– В таком виде мошенничества всегда действует группа организаторов из двух-трех человек. Как правило, это люди среднего возраста и как минимум один из них – рецидивист с большим опытом совершения таких правонарушений.

Если в преступном сообществе, в народе именуемой шайкой, есть женщина, то, скорее всего, именно она и будет заниматься подделкой документов – составит липовое завещание, прошение в Земельную книгу на перерегистрацию прав собственности с подписью и печатью нотариуса, словом, «нарисует» весь пакет документов.

По словам собеседницы «МК-Латвии», качество исполнения поддельных документов в последнее время очень хорошее, благо техника позволяет. В свою очередь организационные вопросы берет на себя мужская половина группировки.

– Первым владельцем квартиры становится человек без определенного места жительства, который за минимальную плату или даже бутылку спиртного соглашается принять участие в преступной схеме.

В течение некоторого времени квартира перепродается таким же лицам без определенного места жительства. В некоторых делах такие люди фигурировали как постоянные участники мошеннических схем. В одном случае один и тот же человек – владелец, в другом – покупатель, в третьем – гонец с документами в Земельную книгу.

– Честный, законопослушный гражданин, не подозревающий о преступном происхождении недвижимой собственности, становится только третьей или четвертной ступенькой в реализации имущества.

Мошенники же, получив плату за перепродажу квартиры, делят деньги между собой согласно договоренности. В этом случае первый, кто несет убытки – госказна. Дело в том, что в законном порядке в случае смерти человека начинаются поиски наследников. Если таковых не находят, то «ничейные» квадратные метры должны перейти на баланс государства. Их и перехватывают преступники, пока идет бюрократический процесс.

– Как часто родственники после смерти своих бабушек или дедушек, родителей, не желая делиться друг с другом, подделывают завещания? – спрашивает «МК-Латвия».

– Родственники, как правило, подделывают документы, касающиеся долей капитала, бухгалтерии, различных договоров, Регистра предприятий. По завещаниям на моей памяти случаев нет, – отвечает Илзе Соколовска.


Суд да дело

– Илзе, предположим, что мошенники получили и перепродали квартиру, но тут все же объявляется наследник. Может ли он вернуть полагающуюся ему недвижимость? 

– В половине случаев с подделкой завещаний происходит именно так. Вот одно из последних таких дел. Родственница пожилого человека долгое время находилась за границей и не зарегистрировала унаследованное имущество на свое имя в Земельной книге. Однако сложившимися обстоятельствами воспользовались мошенники. После оформления квартиры на зицпредседателя и череды подставных «владельцев», ее наконец-то продали обычному, не имеющему к схеме никакого отношения человеку, – отвечает замначальника Управления экономической полиции.

– Честный покупатель в таком случае теряет свое имущество, потраченные на него деньги?

– Следует понимать, что наследник желает вернуть имущество, а новый владелец – добровольно отдавать не хочет. Из практики известно, что стороны не хотят понимать друг друга и общаются только или через полицию, или юристов. Согласитесь, никто из честных приобретателей квартиры не скажет, мол, извините-простите, завтра соберу вещи и съеду. Стороны начнут судиться в гражданско-правовом порядке, власти накладывают на имущество арест. Плюс ко всему, само уголовное дело против мошенников может длиться год или даже два.

– Нам же надо собрать доказательства, чтобы прокурор отправил дело в суд. Видите ли, в любом преступлении присутствует субъективная сторона. В мошенничестве на ней держится все. Это означает, нам необходимо обязательно доказать сознательный умысел. Я не возьмусь утверждать наверняка, но, скорее всего, суд решит дело в пользу наследника, – предполагает Илзе Соколовска.

В свою очередь несчастный покупатель потраченную на квартиру сумму в полном объеме себе не вернет.

– В данном случае ущерб частного лица оценивается по кадастровой стоимости имущества. Допустим, квартиру он купал у жуликов за 40 000, а ее кадастровая стоимость – 15 000. На нее покупатель и может рассчитывать. Деньги по решению суда в пользу покупателя взыскиваются с мошенников, – пояснила собеседница «МК-Латвии».

За шесть месяцев 2016 года по статье 177 Уголовного закона начат 331 процесс, в том числе 255 – об обманном присвоении чужого имущества или прав на него со злоупотреблением доверием или при помощи хитрости. По факту мошенничества в группе лиц по предварительному сговору заведено 26 уголовных процессов, по факту мошенничества в крупном размере в составе организованной группы или для получения наркотиков, оружия, взрывчатки начато 50 процессов.

При охоте на квартиры одиноких стариков мошенники в основном используют фальшивые прошения о закреплении собственности или дарственные. Также распространена подделка завещаний задним числом. Классический вид мошенничества – отчуждение недвижимости на основе доверенности, причем в таком случае трудно отличить уголовное преступление от гражданского спора. Иногда мошенники выдают себя за социальных работников и, предлагая материальную помощь одиноким людям, получают доверенность на их собственность.

Рано или поздно ловят всех

По словам заместителя шефа Управления экономической полиции, информация о возможном мошенничестве поступает в полицию чаще всего из Земельной книги.

– Судья, знакомясь с поданными документами, замечает странности, глаз-то у них наметан, и сразу проверяют нотариуса, который якобы заверял документы. Следует отметить, далеко не каждая сделка, за которую цепляется глаз судьи, является мошеннической. Тем не менее они подлежат проверке. Так вот, если нотариус не имел к заверению конкретных документов никакого отношения, мы начинаем расследование.

По словам Илзе Соколовски, в некоторых случаях полицейские ловят злоумышленников с поличным еще до регистрации квартиры на подставное лицо. Например, когда те приходят к нотариусу за документами. После – выявляют преступные группы оперативным путем. Бывали случаи, когда злоумышленники сами приходили с повинной, поскольку догадывались, что арест лишь вопрос времени. Они же все люди опытные, понимают, срок в таком случае получат меньше.

Но в большинстве случаев полицейским все же приходится объявлять мошенников в розыск, при необходимости – в международный. Нередко обманщики со временем попадаются на других преступлениях – кражах, наркотиках, вымогательствах и т. п. Их проверяют и оказывается, что имена данных лиц фигурируют в другом деле.

– Видите ли, чтобы залечь на дно, нужны деньги, а их нет. Вот и приходится им промышлять другими преступлениями, – поясняет Илзе Соколовска.

Статья Уголовного кодекса за мошенничество в особо крупных размерах (на сумму от 50 минимальных зарплат) – предполагает лишение свободы сроком до 15 лет плюс конфискацию имущества. Но на деле никому максимальных сроков не дают. В лучшем случае – половину, из которых преступник отсидит пару лет. Вот и получается, что такой человек выходит на свободу и нередко с чистой совестью начинает все сначала.

– Были случаи, когда преступление организовывали прямо из мест лишения свободы. В целом процент рецидивистов среди мошенников очень высок. Они занимаются подобными делишками всю жизнь, – делится наблюдениями собеседница «МК-Латвии».


Частное или публичное

Как уже упоминалось выше, если вы одинокий человек и не составили завещание, то по умолчанию соглашаетесь с тем, что после окончания вашего земного пути квартира перейдет во владение государства. Или же может стать добычей мошенников. 

Как говорит исполнительный директор Совета нотариусов Латвии Вия Пизича, если вы не хотите такой судьбы для своего имущества, имеет смысл составить завещание. Их существует два вида – частное и публичное. В первом случае человек берет лист бумаги, ручку и описывает, как желает распорядиться квадратными метрами после смерти. Он кладет документ в сервант, шифоньер или бюро в надежде на то, что его последняя воля будет выполнена. Наряду с одним единственным достоинством – дешевизной, такой вариант завещания таит в себе множество недостатков и рисков.

– Во-первых, составленное таким образом завещание и хранящееся в квартире может заполучить или недобросовестный человек, и/или его постигнет участь множества ненужных бумаг и оно окажется в мусорном баке, а вместо него на свет появится поддельное. Во-вторых, нередко используемые в нем формулировки не позволяют выполнить последнюю волю человека. Например, «своей крестнице Кристине Ивановой я оставляю...». Такое родство невозможно доказать документально и, соответственно, нельзя выполнить последнюю волю усопшего, – рассказывает исполнительный директор Совета нотариусов Вия Пизича.

Если человеку непременно хочется написать заявление своей рукой, то специалист рекомендует хотя бы отнести его на хранение к нотариусу. Правда, за услугу придется раскошелиться. Все обойдется в 75,39 евро вместе с вознаграждением нотариуса, государственной пошлиной и НДС.

Второй вид завещания – публичный, и на сегодняшний день он является самым надежным.

– Документ составляется нотариусом не только в письменной форме, но и в электронной, после чего хранится в специальном Регистре публичных завещаний. Доступ к нему имеют только нотариусы, – продолжает Вия Пизича, уверенная, что такой способ выразить свою последнюю волю является наиболее надежным.

– В таком случае заполучить имущество по липовому завещанию уже не получится. Допустим, мошенник придет к нотариусу, желая получить прошение в Земельную книгу на регистрацию прав собственности на нового владельца по поддельному завещанию. В первую очередь нотариус найдет соответствующую последнюю волю человека в базе данных, а также увидит, у кого настоящее завещание было составлено и когда. Поэтому следующим шагом нотариуса будет сообщить в полицию, – поясняет Вия Пизича.

По ее словам, именно так попался один из мошенников. После его задержания, обыскивая машину преступника, полицейские нашли восемь поддельных завещаний, написанных от руки.

– Нотариус составит публичное завещание и внесет в Регистр за 56,45 евро. Думаю, это не высокая плата за спокойствие и безопасность, – уверена исполнительный директор Совета нотариусов.

Источник -mklat.lv