Версия для печати
  9:04    20.12.2016

На Украине национализируют "Приватбанк"; о судьбе латвийской "дочки"

На Украине национализируют "Приватбанк"; о судьбе латвийской "дочки"
В ночь на понедельник министерство финансов Украины сообщило, что крупнейший банк страны — Приватбанк, принадлежавший Игорь Коломойскому и Геннадию Боголюбову, перешел в собственность государства.

На пресс-брифинге глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева заявила, что основные собственники Приватбанка сами обратились к государству с предложением национализировать финансовое учреждение.

Тогда как опальный олигарх Коломойский назвал произошедшее «классическим рейдерством».

«Что же, нас все-таки дожали. Не национализация, это классическое рейдерство. Клиентам просьба не паниковать, с деньгами все будет в порядке. Пострадали только собственники. И инвестиционный климат в стране. Впрочем, его больше нет», — написал он на своей странице в Facebook. В общем, как видно, в этой операции перенятия "по просьбе бывших собственников" не все гладко. 


Что с латвийской "дочкой"?

Чем же все это грозит клиентам латвийской "дочки" учреждения - акционерным обществом PrivatBank?

Украинский "ПриватБанк" является крупнейшим акционером латвийского банка - ему принадлежат 46,54% акций.

Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК) вчера сообщила, что банк работает в обычном режиме. Все-таки, это не филиал, а автономно работающее финансовое учреждение.

Представители КРФК уверили журналистов, что внимательно следят за ситуацией, связываются с украинским Центральным банком. Кроме того, нового неожиданного инвестора, в соответствии с регулированием ЕС, проверят на стабильность и достаточность капитала.

Руководство PrivatBank также указывает, что сейчас 5 членов правления обеспечивают руководство учреждения, а работа с клиентами в филиалах продолжается как обычно без каких-либо ограничений.

Впрочем, не будем забывать, что весь последний год у латвийского банка наблюдались проблемы.Так, ровно год назад - в декабре 2015-го - совет КРФК принял решение оштрафовать Privatbank на 2 016 830 евро. Затем за расследование взялась Госполиция. И сейчас, как подчеркивает Управление полиции по борьбе с экономическими преступлениями, расследование продолжается. Речь идет о возможных легализации преступно нажитых средств и злоупотреблении полномочиями.

Более подробная информация в интересах следствия не разглашается. Однако известно, что санкции КРФК был применены по сделкам, осуществлённым в период с 2012 по 2014 год, о которых сообщается в исследовании, проведённом Национальным банком Молдовы или, в так называемом, докладе "Kroll". Этот секретный доклад американского агентства, который неожиданно стал известен общественности. В нем рассказывается о механизме пропажи из молдавских банков ни много, ни мало, миллиарда евро.



В поисках миллиарда

О пропаже денег в трех банках Молдовы — Banca de Economii, Banca Socialа и Unibank — стало известно в ноябре 2014 года. Илан Шор (миллионер, муж певицы Жасмин) полгода был экс-главой административного совета первого банка и является совладельцем остальных двух.

В документе же упоминаются компании, которые принадлежали или были подконтрольны Илану Шору. Для них используется специальный термин «группа Шора» (The Shor Group). Из отчета следует, что число этих компаний за последние годы значительно выросло: на конец 2011 года их было 18, а в конце октября 2014 года — уже 39.

В отчетный период из вышеупомянутых банков деньги начали путь в другие малоизвестные оффшорные фирмы. И лежал этот путь через латвийские банки. 

И вот мы подходим к тому, почему, собственно, латвийский PrivatBank был наказан рекордным штрафом.

Вот один из примеров, упомянутых Kroll (стр. отчета 62): в период — с 25 по 26 ноября 2014 года Banca Sociala выдал кредиты в размере 13,7 млрд леев пяти компаниям: Danmira SRL, Davema-Com SRL, Voximar-Com, Contrade и Caritas Group. Объединяет эти компании то, что офисы у них находится где-то на окраинах Кишинева -- такие вот миллионеры из трущоб обнаружились в не очень богатой Молдове.

«Эти деньги были переведены на латвийские банковские счета компаний из Великобритании и Гонконга»,— говорится в докладе. В докладе подчеркивается, что все офшорки использовали счета в латвийском PrivatBank. При этом, следователи указывают: имеется ряд признаков того, что это были подставные компании, созданные для выведение кредитов из Banca Sociala. Так, все 5 фирм были созданы за считанные месяцы до трансакции, между 28 мая 2014 года и 6 ноября 2014 года, и успели только заполнить документы о слиянии.

Обязательства всех пяти фирм перед банками взяла на себя третья сторона — офшорная компания Fortuna United LP (Великобритания). Эта компания зарегистрирована в августе 2014 года. Среди ее учредителей две другие офшорные компании с Сейшельских островов — Brixton Ventures Limited и Trafford United Limited. Контактным лицом Fortuna United является консультант компании Royston Business Consultancy Ltd Ремижиус Микалаускас (Remigijus Mikalauskas).

Далее, 232,2 млн долларов и 544,5 млн евро было переведено на счета офшорных компаний United Technologies LP, Vercell Solutions LP, Danley Impex LP, Expovision Logistics LP и Royalport LTD.

И снова следователи подчеркивают: все офшорки получили деньги от компаний Шора через счета в латвийском PrivatBank. Номер счета - PRTTLV2XXX.

Кроме того, в документах фигурируют и другие финансовые учеждения из Латвии. К примеру, банк ABLV, через который также проходили миллионные сделки.

Банк Италии ликидировал отделения латвийского Privatbank

На этом неприятности латвийского банка не закончились. 2 августа было принято решение о ликвидации итальянского отделения латвийского AS PrivatBank.

Учреждению запретили проводить любые операции в Италии, за исключением операций по выводу средств клиентов в другие банки, сообщило тогда Reuters Italia со ссылкой на центробанк.

«Проверки выявили серьезные нарушения в соблюдении требований [по предотвращению] отмывания денег, а также риск, что случаи несоблюдения повторятся»,

— приводит агентство мнение Банка Италии. Reuters упоминает и даты проведенных проверок — с 16 марта по 6 апреля.


PrivatBank: "Мы сотрудничаем со следствием"

Стоит отметить, что сам PrivatBank проблемы в Италии называл временными, а следствие в Латвии прокомментировал так. "Полиция изучает возможные нарушения, которые могли быть допущены в 2015 году при оценке сделок отдельных клиентов. Однако речь идет не об умышленных нарушениях, а о еще недостаточно строго установленных на тот момент критериях оценки финансовых сделок клиентов. PrivatBank активно сотрудничает со следствием в оценке этих событий".

"Учитывая рекомендации КРФК, банк в этом году инвестировал значительные средства в улучшение системы внутреннего контроля, привлек новых специалистов и существенно усовершенствовал механизмы распознавания легализации преступно нажитых средств", - подчеркивал "PrivatBank". 

Для справки

Украинский "ПриватБанк" является крупнейшим акционером латвийского банка - ему принадлежат 46,54% акций. 27,09% акций латвийского PrivatBank принадлежат частным лицам, а остальные - компаниям, зарегистрированным на Кипре, Бермудах и в Белизе.

Латвийский "ПриватБанк" занимает 12-е место по величине активов. В латвийскую группу PrivatBank входят фирмы PrivatLizings, PrivatConsulting, PrivatInvestment, а также занимающаяся недвижимостью компания Amber Real.

Отчет за третий квартал этого года свидетельствует, что в конце сентября активы банка составляли 399,84 млн евро, что на 37% меньше, чем в конце 2015 года. Прибыль банка составила 8,4 млн евро, а прибыль группы - 8,57 млн евро. К концу сентября у PrivatBank в Латвии насчитывалось 168 405 вкладов от частных лиц и 133 980 от юридических лиц.

За январь-сентябрь 2016 года прибыль банка составила 8,4 млн евро, прибыль группы PrivatBank - 8,6 млн евро.

Николай Кудрявцев, "Вести сегодня"